Как произносится звук м. Речевой материал на автоматизацию звуков "М" -"Мь. Коррекционно – развивающие








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

  • учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
  • формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
  • на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
  • формировать интерес к предмету,

Наглядность и оборудование.

На партах у учащихся: учебное пособие "Учимся читать" 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.

Презентация урока: иллюстративный материал, задания.

Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.

1) рот, ряд, малыш;

2) мяч, орёл, индюк.

Назовите предметы, изображенные в первой группе.

Назовите предметы, изображенные во второй группе.

С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

(- С помощью слова)

Чем отличается предмет от слова?

Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.

(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд - по одному. В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд - по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд - на вопрос ЧТО?). <Клик>

Какое слово можно исключить из второй группы?

(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч - это название игрушки, слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк - это названия птиц, слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука, а оканчиваются на согласный. <Клик>

IV. Формулирование учащимися темы и цели урока

Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч - со звука [м"]. Значит, тема сегодняшнего урока - "Звуки [м] и [м"] и буква, которая их обозначает").

Какова цель нашего урока?

(Цель урока - познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.

Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук. ([м]).

Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).

Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).

Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).

Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).

Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <Клик>

Поскольку малыш очень любит играть в мяч , давайте поработаем с этим словом.

Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук в слове мяч.

(Это звук [м"]).

Произнесите звук [м"] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

(При произнесении звука [м"] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м"] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м"] произносится мягко, значит, он мягкий).

Коротко охарактеризуйте звук [м"].

(Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>

Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д.)

Физминутка.

На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м"], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.

Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.

VI. Знакомство с новой буквой.

Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м"], хлопните в ладоши.

Как называется эта буква?

(Это буква "эм"). <Клик>

На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве.

Встаньте парами и изобразите букву М.

В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>

VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

1. Чтение слогов.

С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?

Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.

2. Работа с чистоговоркой.

Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.

:.- дома я са: (ма-ма-ма -------ма) <Клик>

:. - молоко ко: (му) Клик

:. - едим эски: (мо) Клик

:. - прочитали:(мы) Клик

:. - поём ноту ":" (ми)

3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру "Слоговое лото"

(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т.д.). (Далее идет взаимопроверка).

4. Найди "лишнее" слово.

Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них "лишнее".

мышка миска мак
мошка кошка мех

Докажите свой ответ. <Клик>

Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.

Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска - посуда, из которой кошки едят, мышка - зверёк, за которым охотятся кошки).

5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик> . (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).

6. Чтение текста.

Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ "Мурка и Мурзик". (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).

Беседа по прочитанному.

Кто живет в доме?

Как зовут кошек?

Почему Мурка лижет Мурзика?

VIII. Итог урока

С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

(Мы познакомились со звуками [м] и [м"] и буквой М).

Дайте характеристику звукам [м] и [м"].

(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий).

Список литературы.

  1. Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса "Учимся читать" 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
  2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр "Владос".

Автоматизация звука М

    Повтори слоги.

Ма - мо - му

Ам - ом - ум - ым

Мо - ма - му

Ым - ом - ам - ум

Му - мы - ма

Ум - ом - ам - ым

Му - ма - мы

Ом - ум - ым - ам

    Повтори слова.

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

    Повтори предложения.

Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

    Повтори чистоговорки.

Ма - ма - ма - дома я сама.

Му - му - му - молоко кому?

Мы - мы - мы - погуляли мы.

Мо - мо - мо - едим эскимо.

    Повтори пословицы, поговорки.

Много снега - много хлеба.

Много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

    Повтори скороговорки.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

    Повтори загадки.

Красная девица сидит в темнице,

Голова на ножке,

А коса на улице.

(Морковь)

В голове горошки.

(Мак)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

    Выучи стихотворения.

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я морскому кораблю

Дам названье «Мама!».

(Я. Аким)

Можно мне? - Спросила мышка?

Что ты? Ты еще малышка.

(Г. Сатир)

    Игра «Подскажи словечко»

И шалить без передышки

Целыйдень могли…(мартышки).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой…(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на…(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

    Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

    Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

    Повтори слоги.

Мя - ме - мю

Мя - мя - мя

Мю - ме - ми

Ме - ме - ме

Мя - мю - ме

Ямь - ямь - ямь

Мё - ми - мя

Имь - имь - имь

Ми - мя - мю

Ми - ми - ми

Мю - мю - мю

Емь - емь - емь

    Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка ; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель , мел; мёд, мёл.

Звук в середине слова:

Имя, замять, знамя; домик, комик, камин, домино, витамин, замирать; комета, камень, поменять, заметка, замена, камелия, перемена; намёк, помёт.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Тме, дме, бме, вме, сме. Отмена, отменить, отмести; подменить, подметать; обмен, обменять; вместе; смета, смелый.

    Повтори предложения.

У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.

    Повтори чистоговорки.

Ми - ми - ми - я пою ноту ми.

Ми - ми - ми - идём сами.

    Повтори пословицы, поговорки.

С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.

    Повтори загадки.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

(Мяч)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Рогатый, а не бодается.

(Месяц)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

(Метла).

    Выучи стихотворение.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной,

Этот мячик очень мил:

Стёкол он еще не бил!

(Г. Виеру)

    Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Не влезает в книжку

Косолапый… (мишка).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь).

    Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука МЬ.

    Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.

У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Калужской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» на тему

«Звук [М]»

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Учитель - логопед

Высшей квалификационной

Абрамова Елена

Николаевна

2012

Тема: Звук [М].

Цель: Познакомить детей со звуком [М], его характеристикой.

Задачи занятия:

  • Дать представление о согласном звуке.
  • Начать знакомство детей с характеристиками согласных звуков.
  • Учить выделять согласный [М] из ряда звуков, слогов, слов.
  • Развивать слуховое внимание и память, мелкую моторику.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

Игрушки: матрешка, машинка, мяч, мышка, мартышка, кукла Маша, домик;

Морковка, помада, маркер, клоун Вася, магнитная азбука с буквами А, О, У, М., Звуковички [А], [У], [О], [И], [М].

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: - Дети, вспомните, какие Звуковички приходили к нам в гости. (А, О, У.И)

Что мы делаем, когда произносим звуки А, О, У, И? (поём)

Как называются звуки, которые мы поем? (гласные)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком нашей русской речи. Давайте сядем и послушаем сказку.

Давным-давно это было. Стояла поздняя осень. Обессиленная от холода и голода дикая корова бродила по лесу в поисках пищи. Вдруг ее взгляд остановился на костре, горевшем в жилище людей. Дикая корова поспешила туда и жалобно стала просить помощи ММ…М.____у…

Слайд №1 (корова)

Из пещеры вышел дикий человек и увидел бедное животное.

Слайд №2 (дикий человек)

Он завел корову в свое жилище и дал ей сена. За свое спасение корова дала молока. Маленький гномик звуковичок, наблюдавший за этим, незаметно коснулся своей волшебной палочкой человека и, вдруг, показывая на корову у мужчины вырвалось ММ… Му…

Слайд№3 (дикие люди)

На следующий день все жители пещеры повторяла М…МУ.

Вот так и появился в речи людей звук [М].

Сядьте за столы, возьмите зеркала. Будем правильно произносить [М].

  1. Характеристика звука [М].

Логопед : - При произнесении М губы смыкаются, воздуху некуда деваться и он проходит через нос. Почувствуете тепло. Звук [М] согласен жить в трудностях, он согласный звук.

Смотрим на картину и слушаем сказку.

За высокими холмами, за дремучими лесами на одной сказочной поляне в Звуковом королевстве живут маленькие звуковые человечки. Вчера вечером на собрании звуковички решили послать к детям в старшую группу Звуковичка [М].

Дальнюю дорогу прошел звуковичок, встретил на своем пути и бабу ягу и Кощея бессмертного, никого не испугался, всех преодолел на своем пути. Потому что хочет научить детей правильно произносить [М], в д научить детей составлять слоги и слова со звуком [М] (появляется звуковичок М)

Звуковичок: - Здравствуйте, ребята, я звуковичок М, посмотрите какого цвета моя одежда? Живу я в синем замке и называюсь согласным звуком. Давайте вместе повторим согласный (дети повторяют вместе, потом по одному). И еще я могу звучать твердо…, и мягко… А еще я звонкий звук…. Устал я с дороги ребята, хочу отдохнуть.

  1. Выделение согласного звука [М] из ряда звуков, слогов, слов.

Васенька: - Здравствуйте, мои друзья! вы познакомились с новым звуком? Я что-то плохо вижу, с каким же из них? Звуковичок М отдыхает, давайте поиграем.

Проводится игра «хлопай, когда услышишь [М]»

А к т..м..у..в…м..с..м..о

До…мо…ко…сы.. ма…му…фу..

Мак…ток…дом.. мы….папа… муха…мама

П. Г. «МЯЧ»

Мой веселый звонкий мяч

Ты опять помчался вскачь.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания и произвольной памяти.

Васенька: - Вы знаете, ребята, сегодня я хочу показать вам свои знаменитые фокусы с игрушками. Долго я готовился, собирал разные игрушки и запутался немного.

Логопед: Ребята, давайте поможем Васеньке.

(дети выбирают игрушки, в названиях которых есть звук [М]).

Васенька : - А, сейчас знаменитый фокус «Что пропало?»

(игра проводится с пятью игрушками).

Фокус «Что появилось?»

Васенька: - Ой, что-то мне потанцевать захотелось.

Физкультминутка «Мишка с куклой».

Мишка с куклой громко топают

Громко топают, посмотри.

И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают раз, два, три.

Мишке нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться, посмотри.

Кукле нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться раз, два, три.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед:- Каждый звук обозначается буквой.

У звука [М] тоже есть буква эМ. Мы можем видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить букву эМ. Посмотрите на доске буква эМ, она молчит, не звучит, но только мы начнем ее произносить, она зазвучит звонким, согласным и твердым звуком [М].

Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки.

Взялись за руки друзья и сказали ты да я,

А между тем, мы видим букву эМ.

(выкладывание буквы из спичек).

  1. Итог занятия.

Логопед:- Ребята, сегодня мы познакомились с согласным звуком и оставили без внимания наших главных гласных звуков, но я вам открою секрет: на следующем занятии мы будем дружить согласный Звуковичок М с гласными Звуковичками А,О,У,И.

Васенька:- Ребята, какие вы молодцы, я вам приготовил задание на вечер. Как звучит эта буква? Обведите букву эМ и выложите, ее синим пластилином. Вспомните, в названии, каких игрушек, звучал [М]?

Логопед:

Дети на занятии вы познакомились с первым согласным звуком [М], согласных звуков в русском языке много. Согласные звуки, как и гласные звуки, всегда нужны, без них не обойтись и слов не произнести.

Используемая литература:

Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической

Группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – М.:

Детство – Пресс, 2007.

Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:

Издательство Гном, 2001.

Занятие проведено 29 октября 2012 года с воспитанниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи. На занятии присутствовала заместитель директора по науке Григорьева Л.С., ст. воспитатель по дошкольному образованию Маркина И.Н.

/Учитель-логопед: Абрамова Е.Н./









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

  • учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
  • формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
  • на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
  • формировать интерес к предмету,

Наглядность и оборудование.

На партах у учащихся: учебное пособие "Учимся читать" 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.

Презентация урока: иллюстративный материал, задания.

Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.

1) рот, ряд, малыш;

2) мяч, орёл, индюк.

Назовите предметы, изображенные в первой группе.

Назовите предметы, изображенные во второй группе.

С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

(- С помощью слова)

Чем отличается предмет от слова?

Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.

(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд - по одному. В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд - по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд - на вопрос ЧТО?). <Клик>

Какое слово можно исключить из второй группы?

(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч - это название игрушки, слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк - это названия птиц, слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука, а оканчиваются на согласный. <Клик>

IV. Формулирование учащимися темы и цели урока

Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч - со звука [м"]. Значит, тема сегодняшнего урока - "Звуки [м] и [м"] и буква, которая их обозначает").

Какова цель нашего урока?

(Цель урока - познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.

Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук. ([м]).

Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).

Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).

Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).

Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).

Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <Клик>

Поскольку малыш очень любит играть в мяч , давайте поработаем с этим словом.

Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук в слове мяч.

(Это звук [м"]).

Произнесите звук [м"] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

(При произнесении звука [м"] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м"] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м"] произносится мягко, значит, он мягкий).

Коротко охарактеризуйте звук [м"].

(Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>

Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д.)

Физминутка.

На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м"], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.

Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.

VI. Знакомство с новой буквой.

Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м"], хлопните в ладоши.

Как называется эта буква?

(Это буква "эм"). <Клик>

На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве.

Встаньте парами и изобразите букву М.

В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>

VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

1. Чтение слогов.

С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?

Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.

2. Работа с чистоговоркой.

Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.

:.- дома я са: (ма-ма-ма -------ма) <Клик>

:. - молоко ко: (му) Клик

:. - едим эски: (мо) Клик

:. - прочитали:(мы) Клик

:. - поём ноту ":" (ми)

3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру "Слоговое лото"

(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т.д.). (Далее идет взаимопроверка).

4. Найди "лишнее" слово.

Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них "лишнее".

мышка миска мак
мошка кошка мех

Докажите свой ответ. <Клик>

Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.

Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска - посуда, из которой кошки едят, мышка - зверёк, за которым охотятся кошки).

5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик> . (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).

6. Чтение текста.

Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ "Мурка и Мурзик". (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).

Беседа по прочитанному.

Кто живет в доме?

Как зовут кошек?

Почему Мурка лижет Мурзика?

VIII. Итог урока

С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

(Мы познакомились со звуками [м] и [м"] и буквой М).

Дайте характеристику звукам [м] и [м"].

(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий).

Список литературы.

  1. Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса "Учимся читать" 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
  2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр "Владос".

Наш очередной интернет урок по обучению грамоте посвящен новым звуком и новой букве. Какой? Сначала поиграем в эхо. Что такое эхо?

Игра «Эхо»
Дом - … мммм
Дым - …
Альбом - …
Том -….
Там - …
Ком - …
Сом - …

Догадались, о каком звуке будет сегодня наш интернет — урок?

Звук [м] … Какой он гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Запомните слова со звуками [м] , [м`] , которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

– Ну, хотя бы про этот мухомор.

– Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

– Айболит! – заорал медвежонок.

– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

1. Назовите слова , в которых есть звук [м] ….

2. Отгадайте загадку

Зимой спит,
Летом ульи ворошит

Произнесите это слово несколько раз. Какой звук слышите в начале слова? Чем отличается звук [м’] от звука [м] ?

3. Назовите слова с мягким звуком [м’] (мяч, мир, семь, восемь, мел, месяц)

4.Чистоговорки

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

5. И г р а «Кто больше?»

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ] . (Малина, морошка.)

2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ] . (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)

3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ] . (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)

6. Доскажи словечко

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь)

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?.. (Мел)

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?.. (Мышка).

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?.. (Мухи).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик)

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж… (моржи).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?.. (Май).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли).

7. И г р а «Доскажи фразу»

  • Конь ржет, а корова… (мычит).
  • Собака лает, а кошка… (мяучит).
  • Луна светит, а звезды… (мерцают).

8.

Представляю букву — М !

1. Найди спрятанные буквы М . Обведи их.

2. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Поставь в букве точки по образцу. Найди и раскрась букву М справа.


3. Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков [м] [м`] .


4. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы М справа.

5. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты?


6. И г р а «Волшебная цепочка»

Превратите мышку в миску .

(Мышка мошка – мишка – миска.)

7. И г р а «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву.

– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.

8. И г р а «Наоборот»

Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,

Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).

9. И г р а «Один – много»

Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).

10. И г р а «Полсловечка за вами»

Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).

11. И г р а «Подберите пару»

машина маленький

море малиновый

мужчина медленный

мяч мирный

мел мелкий

музей мороженое

мясо музыкальный


12. И г р а «Шесть магов»

1. м – – – а – г.

Этот придумали люди в Австралии.

2. маг – – – – – – –.

Этот и джаз, и частушки, и арии.

3. маг – – – – –.

Этот – прекрасный восточный цветок.

4. – – – – – – маг.

В этом – различных товаров поток.

5. ма – г – – – – – –.

Этот на клумбе, он мал, но красив.

6. – – маг –.

Если б не этот, вернее, не эта,

Я бы от вас не дождался ответа.

О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.

13. И г р а «Найди слова»

14. И г р а «Играем в прятки»

Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.

15. И г р а «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)

2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )

3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться

с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )

16. И г р а «Магическая буква»

Л

А Р? И Я

О т ве т: армия, лампа

17. И г р а «Хвостоглав»

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

Мель мол мак

О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.

18. Читаем..

19. Пишем..


20.



Пословицы и поговорки

1. Мир строит, а война разрушает.

2. Много снега – много хлеба.

3. Мало хотеть, надо уметь.

Словарь

  • Маркет — от английского market — рынок
  • Мастер-класс — обмена опытом
  • Мегаполис это город, который достиг населения одного миллиона человек
  • Менеджер — специалист управленец.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Метать громы и молнии — приходить в ярость, сильно сердиться.
  • Мир тесен — о неожиданной встрече со старым знакомым.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!