Митрополит Вениамин (Федченков)
На Соборе 1945 г. я впервые встретил митрополита Вениамина (Федченкова), приехавшего тогда из Америки. Это был замечательный человек. Некогда отступив с Белой армией из Севастополя, он впоследствии основал русский приход на рю Петель, в 15–м «аррондисмане» Парижа, - приход, верный Московской Патриархии, вопреки настроениям части «белогвардейской» эмиграции. Это была «церковь в гараже». Она существует до сих пор. Ее стены украшены замечательными фресками иеромонаха Григория, которые сейчас объявлены памятником национальной культуры Франции.
Потом митрополит Вениамин вынужден был выехать в Соединенные Штаты и там провел колоссальную работу по мобилизации общественного мнения на помощь России. В 1941 году, когда Америка относилась к Советам чрезвычайно враждебно, он, проехав Североамериканские штаты сверху вниз и справа налево, один, в одиночку, сумел повернуть общественное мнение, и пошли целые караваны с грузами помощи еще до оформления союзнических организаций против Германии: десятки тонн лекарств, военной техники.
Его сестра, Надежда Афанасьевна, была замужем за о. Федором Михайловичем Шебалиным, и мы продолжали поддерживать отношения и после его смерти, но о родстве ее с митрополитом Вениамином ничего не знали. Только перед Собором 1944–го года она вдруг заговорила об этом: «Брат приезжает; хотелось бы повидаться, а как - не знаю…» На Соборе я подошел к владыке Вениамину и сказал: <123> «Вам поклон от вашей сестры». Он чуть руками не замахал: «Какая сестра? Какая сестра?! Нет у меня никакой сестры!!!» - он был наслышан о том, что в России кругом НКВД и испугался. Но я продолжал: «Владыка, не бойтесь! Я действительно передаю вам поклон от вашей сестры - мы давно дружим семьями, хорошо знали и покойного о. Федора». надежда Афанасьевна тогда пришла на службу вместе с моей сестрой, Надеждой Владимировной. Я подвел ее к владыке Вениамину. Встретились. - «Наденька!» - «Владыка!» - Они все эти годы даже не переписывались. Я уж тогда удалился, чтобы не мешать. А Надежда Владимировна на этом Соборе попала в кадр кинохроники.
Как–то Патриарх послал меня помогать митрополиту Вениамину в храме Николы в Кузнецах. Помню, он тогда говорил: «Что, вы думаете, мне легко было Советскую власть принять? Я сорок литургий перед этим отслужил!» Но и чудак же он был! Сначала его определили в Саратов, но долго он там не удержался. Едет, бывало, в машине; если на дороге кто–то голосует, - он обязательно подвезет, а по дороге начинает обращать в веру. Властям это не понравилось, и его отправили в Ригу, а затем - на покой в псково–Печерский <124> монастырь. Над одним эпизодом долго смеялась вся Патриархия. Одно время - как раз перед денежной реформой - в Патриархии было очень много денег. Реформы побаивались, а Вениамин просто не находил себе места: «Что же делать? Что же делать? Деньги же пропадут!» Была при нем монахиня Анна, - пожилая, образованная, из дворян, - он очень прислушивался к ее мнению, - так вот она в ответ на его причитания спокойно спросила: «Владыка! Может быть, нам купить самолет?» (голос у нее был глубокий, низкий, и «л» она произносила как европейское «l», отчего вся фраза звучала очень забавно).
К сожалению, в жизнь Советской России митрополит Вениамин так и не «вписался». Слишком уж самобытный был человек. Но написал много книг - писать он любил.
Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич Из книги Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам кавказских гор автора Свенцицкий Валентин ПавловичIX. О. ВЕНИАМИН На следующий день к о. Никифору пришли два пустынника - о. Вениамин и схимонах Трифиллий. Они принесли ему сухари в двух мешках, весом приблизительно по пуду.О. Трифиллию было по пути. Он живет на этой же горе, с версту от о. Никифора. О. Вениамин издалека, с
Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т ЛМитрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения
Из книги Библиологический словарь автора Мень АлександрВЕНИАМИН (Василий Галактионович Смирнов), архим. (1781–1848), рус. правосл. миссионер, переводчик Свящ. Писания на ненецкий язык. Род. в Архангельске. По окончании местной ДС В. остался в ней учителем, а затем был назначен ее префектом; в 1811 принял монашество. В 1825 в сане
Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестенВениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий) родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье
Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня ТаисияСвященномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные Священномученик Архимандрит Сергий и Мученики Юрий и Иоанн (+ 1922) Память их празднуется 31 июля и в ближайшее воскресенье к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников
Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил2. Вениамин, митрополит Петроградский I Полоса «изъятия церковных ценностей» до Петрограда дошла довольно поздно - в середине марта 1922 г.Главой Петроградской епархии в то время был митрополит Вениамин. Избрание его из викарных епископов в митрополиты состоялось летом
Из книги Патерик Печерский, или Отечник автораПреподобный Вениамин Преподобный Вениамин в мирской своей жизни был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: погубиши вся глаголющия лжу, - и в тот час, относя эти слова к себе, сказал: если Господь
Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион3. Митрополит Вениамин (Федченков): «Старые школы не умели воспитывать нас» Обратимся к свидетельству еще одного выдающегося архиерея Русской Церкви, митрополита Вениамина (Федченкова). Он был моложе митрополита Антония (Храповицкого) на семнадцать, митрополита Евлогия
Из книги Классические книги о прп.Серафиме Саровском [сетевой сборник] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --митр. Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. Преподобный Серафим
Из книги Рождественские рассказы автора Черный СашаМитрополит ВЕНИАМИН (Федченков) МАЛИНКА ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, и люди зря чего наговорили
Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.Митрополит Вениамин (Федченков) Отец Иоанн Приступать к воспоминаниям о приснопамятном отце Иоанне мне всегда бывало особенно трудно: слишком он был высок; а я – грешный. И лишь ради пользы других принимаюсь за описание моих личных впечатлений о нем. Начинаю писать в
Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский ДимитрийВЕНИАМИН Младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит «сын скорби моей», но отец дал ему другое имя
Из книги Ответственность религии и науки в современном мире автора Коллектив авторовВениамин (Новик)
Из книги Молитвослов на русском языке автораМитрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как
Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис АлександровичСщмч. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский († 1922), память 13 августа Василий Павлович Казанский родился 17 апреля 1873 года, в семье священника олонецкой епархии Павла Иоанновича Казанского (село Нименское, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии).Как лучший
Жизнь и служение до 1917 года
1917-1920 годы. Белое движение
Участвовал в возрождении существовавшего в Крыму с 1910-х годов Религиозно-философского общества, деятельность которого со временем прекратилась. Епископ Вениамин провёл в качестве председателя 4/17 марта 1919 первое заседание Таврического православного религиозно-философского кружка (возобновленного общества), в дальнейшем неоднократно выступал на заседаниях кружка с докладами.
После восстановления советской власти в Крыму владыка был арестован в июне 1919 и содержался в камере Севастопольской ЧК . Формальным предлогом к аресту послужила обнаруженная у епископа Вениамина фотография умершего от сыпного тифа офицера, личного друга владыки. После 8 дней ареста и допроса епископ Вениамин был освобождён из заключения. После оставления Крыма Красной армией двое сотрудников Севастопольской ЧК, в том числе сотрудник, проводивший допрос владыки, были арестованы и приговорены к смертной казни. Получив от них письмо с просьбой о заступничестве, епископ Вениамин сумел добиться у коменданта Севастополя генерала Владимира Субботина отмены смертной казни. В дальнейшем владыка неоднократно обращался к генералу Петру Врангелю с просьбами о помиловании, пока не был издан специальный указ, запрещающий подобные обращения.
22 марта (ст. ст.) 1920, получив предложение стать Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР), генерал Пётр Врангель прибыл в архиерейский дом к епископу Вениамину и присутствовавшему там архиепископу Полтавскому Феофану (Быстрову). Генерал обратился с просьбой высказать мнение, следует ли ему принимать командование. Оба архиерея дали положительный ответ, после чего Врангель принял предложение и был избран Главнокомандующим.
В конце марта - начале апреля 1920 владыка принял предложение П. Н. Врангеля возглавить военное духовенство ВСЮР (с 11.05.1920 - Русской Армии) и был назначен Епископом армии и флота. Таким образом, епископ Вениамин стал первым более, чем за 200 лет, и единственным за время Гражданской войны архиереем, официально возглавившим русское воинское духовенство.
Для Церкви и белые, и красные, если только они верующие, одинаково приемлемые, а следовательно, я, работая с белыми, не ухожу от народа.
Проповедь епископа Вениамина с крыльца Александро-Невского храма, г. Севастополь, 1920 г.
По инициативе епископа Вениамина был подготовлен и предварительно одобрен Врангелем проект указа о запрещении матерной брани в войсках. Однако, главнокомандующий так и не утвердил его по причине недовольства подобной мерой высшего офицерского состава Русской Армии.
Владыка Вениамин неоднократно выезжал на фронт, в том числе - на передовую, бывал под обстрелом противника.
Под руководством епископа Вениамина издавалась газета «Святая Русь» (редактор - профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Нил Мальков).
Проводил работу по оказанию помощи беженцам -священнослужителям и членам их семей.
Участвовал в обсуждении готовившегося по указанию П. Н. Врангеля земельного закона, поддерживая позицию главнокомандующего по аграрному вопросу.
Постановлением ВВЦУ, в которое входил епископ Вениамин, от 17.07.1920 ст.ст. на всей территории, контролируемой войсками генерала Врангеля, были назначены дни покаяния - 12, 13 и 14 сентября ст. ст. 1920. В эти дни верующим предписывалось говение и исповедь , в храмах совершались Литургии с Литией по убиенным и в смуте погибшим, панихиды , молебны Божией Матери, молебны с покаянным каноном Спасителю, чин воздвижения Св. Креста. В церквах зачитывалось подготовленное протоиереем Сергием Булгаковым и одобренное ВВЦУ Послание к православному русскому народу с призывом к покаянию и осознанию духовной составляющей происходящих событий и явлений народной жизни: гонений на Православную Церковь, отступничества и безразличия к судьбе православных святынь, убийства Николая II и его семьи , братоубийственной войны, жажды лёгкого обогащения. Подписали Послание к православному русскому народу архиепископ Димитрий (Абашидзе), архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков). Протоиереем Сергием Булгаковым также было подготовлено одобренное ВВЦУ Воззвание к православным русским воинам, в Красной армии находящимся , распространявшееся различными путями, в том числе с аэропланов. В день покаяния 14 сентября по просьбе ВВЦУ и П. Н. Врангеля в Севастополь с Балкан была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери. В дальнейшем икона побывала в других городах Крыма. Владыка Вениамин в собственном вагоне возил её на фронт.
В ноябре 1920 епископ Вениамин на броненосце «Алексеев» вместе с остатками Русской Армии и гражданскими беженцами эвакуировался из Крыма.
Эмиграция
За годы вынужденной эмиграции владыка Вениамин посетил Турцию , Грецию , Болгарию , Югославию , Австрию , Венгрию , Чехословакию , Германию , Францию , Великобританию , Швейцарию , США и Канаду .
После этих событий епископ Вениамин, оставаясь Епископом армии и флота, удалился в 1922-м году в монастырь Петковица (назван в честь мц. Параскевы-Пятницы) близ города Шабац в Сербии . За время проживания в монастыре, владыка собрал более 20 человек братии, наладил монастырскую жизнь и лично живописал серафимов на стене главного храма обители .
Миссионерская деятельность в Карпатской Руси
В 1923 года архиепископ Пражский и всея Чехословакии Савватий (Врабец) пригласил владыку Вениамина для помощи в миссионерской деятельности и окормлении православных приходов Карпатской Руси . Владыка Вениамин ушёл с поста Епископа армии и флота и осенью 1923 стал викарием архиепископа Савватия в Карпатской Руси.
Епископ Вениамин участвовал в Первой русской студенческой христианской конференции в Пшерове 1-8.10.1923, положившей начало православному Русскому Студенческому Христианскому Движению (РСХД),
Миссионерская деятельность владыки в Закарпатье продолжалась около восьми месяцев, за это время число приходов Константинопольской Патриархии увеличилось с 21 до 42.
В поездках по Карпатской Руси неоднократно, ввиду отсутствия православных храмов, устраивал богослужения на открытом воздухе, в том числе - зимой на снегу.
Проживал у местных жителей в г. Мукачеве . После того, как у владыки закончились средства, пищу ему и хозяевам дома носила жена православного священника, служившего в одном из сёл Мукачевского округа .
Несмотря на давление руководства корпуса, владыка отказался совершать церковное поминовение А. М. Каледина , как самоубийцы, в годовщину его смерти 11.02.1925, чем спас от суицида одного из преподавателей корпуса.
Свято-Сергиевский институт в Париже
Был приглашён на Зарубежный съезд части русской эмиграции (4-11.04.1926, Париж), но отказался от участия, считая его проведение бесполезным и надуманным.
Верность Московской Патриархии
Экзарх Русской Церкви в США
В июле 1948 участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви .
С 6 ноября по 15 декабря 1948 вновь отслужил сорок литургий, записав свои мысли в дневник, ставший известным под названием «Сорокоуст на Родине».
В Латвии имел конфликты с местным уполномоченным Совета по делам РПЦ. Пришёл к выводу об отсутствии свободы для Церкви в СССР, о чём заявил заместителю председателя Совета С. К. Белышеву . По требованию властей был смещён с Рижской кафедры.
28 ноября 1955 назначен митрополитом Саратовским и Балашёвским (с 26.12.1957 - митрополит Саратовский и Вольский).
В Совет на митрополита поступали многочисленные доносы; в конце 1956 года расматриваля вопрос о возбуждении против него уголовного дела.
Последние годы жизни
Проживая в монастыре, совершал, когда позволяло состояние здоровья, богослужения и проповедовал в монастырских храмах, писал на различные духовные темы и редактировал написанное ранее.
Незадолго до кончины лишился дара речи. Есть данные , что митрополит Вениамин принял схиму .
Наследие
- Святой Сорокоуст. 1927.
- Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский. 1932
- Божьи люди. Мои духовные встречи.
- Прозорливый.
- Отец Исидор.
- Зосимова пустынь.
- Отец схиигумен Герман.
- Оптина.
- Старец Нектарий.
- Рассказы об отце Нектарии.
- Отец Иоанн.
- Подвиг преподобничества.
- Епископ Иннокентий Херсонский.
- Отец Дионисий.
- Крымские подвижники.
- Приходские священники.
- Записки архиерея.
- На рубеже двух эпох (издавалась также под названием «Россия между верой и безверием»). 1943.
- Сорокоуст на Родине. 1948.
- Беседы в вагоне. На пути из Москвы в Америку. 1954
- О вере, неверии и сомнении. 1924-1955.
- Письма о монашестве. 1956
- Новые воспоминания о монашестве.
- Последний период жизни.
- Отец Иоанн Кронштадтский.
В искусстве
- Показан в первой серии фильма «Бег » прибывшим на фронт в ноябре в одном вагоне с главкомом Русской армии П. Н. Врангелем.
Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября (ст. ст.) 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец Владыки - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком. Семья жила трудно, в поте лица зарабатывая хлеб насущный. Но благодаря постоянному труду и самоограничению, родители сумели дать шестерым детям хорошее образование. Трое из них "пошли по духовной дороге".
Начальное образование будущий митрополит получил в земской школе в селе Сергиевка того же Кирсановского уезда, затем два года проучился в Кирсановском уездном училище (1891-1893), после чего последовательно окончил духовное училище в Тамбове и Тамбовскую Духовную Семинарию. Затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой проучился до 1917 года, окончив Академию с ученой степенью кандидата богословия. В академии И. А. Федченков встретил духовного наставника архимандрита (впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова,+1940), связь с которым сохранил и в дальнейшем, когда оба они, учитель и ученик, оказались в вынужденном изгнанничестве за пределами Отечества. Архимандрит Феофан был духовником и "аввой" Ивана Федченкова. Он же совершил его пострижение в монашество в ноябре 1907 года.
В декабре 1907 года монах Вениамин, нареченный при постриге в честь святого мученика диакона Вениамина (память 12 октября и 31 марта), был рукоположен во иеродиакона, а неделю спустя в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось его рукоположение в сан иеромонаха.
В 1910-1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики. В декабре 1911 года отец Вениамин получил назначение на должность ректора Таврической Духовной Семинарии, а 26 декабря в Выборге он был возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита. В конце лета 1913 года архимандрит Вениамин получил новое назначение, заняв пост ректора Таврической Духовной Семинарии.
События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери. События эти, как видно из книги воспоминаний владыки Вениамина, далеко не бескровные, вызвали у него чувство сердечной скорби по поводу разгоравшегося братоубийства. Осенью 1917 года он был избран ректором Таврической Духовной Семинарии. В феврале 1919 года архимандрит Вениамин (Федченков) был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонесского монастыря в Одессе.
Весна 1920 года ознаменовалась для викария Таврической епархии вступлением в белое движение. По приглашению генерала П. Н. Врангеля он возглавил военное и морское духовенство Русской Армии. Как епископ Армии и Флота (таков был новый титул владыки) он координировал деятельность военных священников, выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты "Святая Русь". Он прошел вместе с белыми до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.
В Константинополе епископ Вениамин вошел в состав Высшего Церковного Управления за границей, а также стал членом образованного при генерале Врангеле Русского Совета. Осенью 1923 года по приглашению архиепископа Савватия (Врабец,+1953), находившегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха, епископ Вениамин стал его викарием в Карпатской Руси, входившей в то время в состав Чехословакии. Летом 1924 года епископ Вениамин жил в "Петковице", но монастырем не управлял, посвятив себя монашескому деланию и работе над богословскими сочинениями. Летом 1925 года епископ Вениамин был приглашен митрополитом Евлогием (Георгиевским,+1946) в Париж в качестве инспектора и преподавателя Православного Богословского Института имени преподобного Сергия.
В 1927 году подал прошение об увольнении на покой и, получив из Москвы соответствующий указ, удалился в пустынный скит св. Саввы Сербского, где жил вдвоем с сербским монахом-подвижником. В скиту владыка подвизался в 1927-1928 годах,
В мае 1933 года владыка Вениамин выехал в Америку, где он должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной церкви. В ноябре 1933 года владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке.
В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции.
В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор. В начале 1945 года после 25 лет изгнанничества митрополит Вениамин вновь вступил на родную землю. Он участвовал в работе Поместного собора, в избрании и интронизации Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского,+1945), совершал богослужения в московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.
В феврале 1948 года владыка окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. В марте 1951 года митрополит Вениамин был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским (+1961) - знаменитым "святителем-хирургом", подвижником благочестия. Затем Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) митрополиту Вениамину (Федченкову) определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским. К этому времени состояние здоровья владыки сильно ухудшилось. В 1958 года владыка ушел на покой и 27 февраля 1958 года поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил самое тяжелое испытание - лишился дара речи.
4 октября 1958 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, владыка Вениамин почил о Господе и был погребен в пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и благочестивых паломников.