Германский союз: история, создание, последствия и интересные факты. Создание Германского союза. Первые немецкие конституции Германский союз 4 вольных города

План
Введение
1 История
Список литературы
Германский союз

Введение

Герма́нский сою́з (нем. Deutscher Bund - дойче бунд) - союз германских государств в XIX веке.

1. История

Союз был основан 8 июня 1815 года на Венском конгрессе как наследник развалившейся в 1806 году Священной Римской империи. В 1815 году Германский союз включал 41 государство, а в 1866 году (ко времени роспуска) - 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм.

В союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек).

Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своём составе территории, находящиеся под иностранным суверенитетом - короля Англии (королевство Ганновер до 1837 года), короля Дании (герцогства Гольштейн и Саксен-Лауэнбург до 1866 года), короля Голландии (великое герцогство Люксембургское до 1866 года), . Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нём провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Далмация, Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии. Пруссия и Австрия только теми территориями входили в Германский союз, которые уже были частями Священной римской империи. Территория Германского союза в 1839 году составляла около 630 100 км² с населением 29,2 млн человек.

После Австро-прусской войны (17 июня - 26 июля 1866) Германский союз 23 августа в городе Аугсбург распустился.

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статуса-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне (нез.)

В полном составе (69 голосов) заседания Союзного сейма проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза.

Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Нассау, Брауншвейг и Саксен-Веймар).

Дворянство имело власть над крестьянством, барщину, кровавую десятину, феодальный суд. Абсолютизм оставался практически нетронутым.нейтральность?

Но капитализм пробивал себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, было отменено крепостное право, барщина была вытеснена более производительным трудом наёмных батраков. Развивалось промышленное производство, особенно в Рейнской области (прус.) . В 1834 г. создан Германский таможенный союз (нем. Zollverein ), в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединительной силы в Германии наряду с Австрией. Прусская монета, талер, стала единственно используемой монетой в Германии. Австрия не входила в таможенный союз.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после поражения Австрии в австро-прусской войне (к 1866 г. в него входило 32 государства). Единственным его членом, сохранившим независимость и не потерпевшим ни одной смены режима, является, опять же, княжество Лихтенштейн.

Список литературы:

1. documentArchiv.de - Gesetz betreffend die Einführung einer deutschen Kriegs- und Handelsflagge (12.11.1848)

2. Каратини Р. 943.2 - De la Prusse au IIIe Reich. - A - La Prusse et l"Allemagne avant Bismarck. - b) Prise de conscience du sentiment national. - c) L"Europe de 1815. - B - L"Allemagne jusqu"à la guerre de 1914. - a) Bismarck. // Bordas Encyclopédie. 5a - Histoire universelle (2). De l’Antiquité à nos jours: l’Europe. - 1-е изд. - М.: Bordas-Éditeur, 1969. - С. 25-26. - 500 с. RERO R003578261 (фр.)

3. Лихтенштейн состоял в оборонительном союзе с Австрийской империей, в дальнейшем сохраняя тесные связи с Австро-Венгрией. Другое неисчезнувшее нейтральное государство, Люксембург, было исключено из Германского союза, собственно, за нейтралитет в австро-прусской войне. В случае его вступления в войну, он был бы аннексирован Пруссией или вошёл бы в Северогерманский союз. В итоге, Люксембург аннексировался поочерёдно Германской империей и Третьим рейхом в 1914 и 1939 годах соответственно.

План
Введение
1 История
Список литературы
Германский союз

Введение

Герма́нский сою́з (нем. Deutscher Bund - дойче бунд) - союз германских государств в XIX веке.

1. История

Союз был основан 8 июня 1815 года на Венском конгрессе как наследник развалившейся в 1806 году Священной Римской империи. В 1815 году Германский союз включал 41 государство, а в 1866 году (ко времени роспуска) - 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм.

В союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек).

Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своём составе территории, находящиеся под иностранным суверенитетом - короля Англии (королевство Ганновер до 1837 года), короля Дании (герцогства Гольштейн и Саксен-Лауэнбург до 1866 года), короля Голландии (великое герцогство Люксембургское до 1866 года), . Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нём провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Далмация, Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии. Пруссия и Австрия только теми территориями входили в Германский союз, которые уже были частями Священной римской империи. Территория Германского союза в 1839 году составляла около 630 100 км² с населением 29,2 млн человек.

После Австро-прусской войны (17 июня - 26 июля 1866) Германский союз 23 августа в городе Аугсбург распустился.

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статуса-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне (нез.)

В полном составе (69 голосов) заседания Союзного сейма проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза.

Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Нассау, Брауншвейг и Саксен-Веймар).

Дворянство имело власть над крестьянством, барщину, кровавую десятину, феодальный суд. Абсолютизм оставался практически нетронутым.нейтральность?

Но капитализм пробивал себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, было отменено крепостное право, барщина была вытеснена более производительным трудом наёмных батраков. Развивалось промышленное производство, особенно в Рейнской области (прус.) . В 1834 г. создан Германский таможенный союз (нем. Zollverein ), в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединительной силы в Германии наряду с Австрией. Прусская монета, талер, стала единственно используемой монетой в Германии. Австрия не входила в таможенный союз.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после поражения Австрии в австро-прусской войне (к 1866 г. в него входило 32 государства). Единственным его членом, сохранившим независимость и не потерпевшим ни одной смены режима, является, опять же, княжество Лихтенштейн.

Список литературы:

1. documentArchiv.de - Gesetz betreffend die Einführung einer deutschen Kriegs- und Handelsflagge (12.11.1848)

2. Каратини Р. 943.2 - De la Prusse au IIIe Reich. - A - La Prusse et l"Allemagne avant Bismarck. - b) Prise de conscience du sentiment national. - c) L"Europe de 1815. - B - L"Allemagne jusqu"à la guerre de 1914. - a) Bismarck. // Bordas Encyclopédie. 5a - Histoire universelle (2). De l’Antiquité à nos jours: l’Europe. - 1-е изд. - М.: Bordas-Éditeur, 1969. - С. 25-26. - 500 с. RERO R003578261 (фр.)

3. Лихтенштейн состоял в оборонительном союзе с Австрийской империей, в дальнейшем сохраняя тесные связи с Австро-Венгрией. Другое неисчезнувшее нейтральное государство, Люксембург, было исключено из Германского союза, собственно, за нейтралитет в австро-прусской войне. В случае его вступления в войну, он был бы аннексирован Пруссией или вошёл бы в Северогерманский союз. В итоге, Люксембург аннексировался поочерёдно Германской империей и Третьим рейхом в 1914 и 1939 годах соответственно.

Германский союз (1815 -1866 гг.) Союз был основан 8 июня 1815 г. на Венском конгрессе. Сначала в Германский союз входили 39 государств, но к 1866 году в нём осталось 32 страны, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм. В союз входили: одна империя (Австрийская), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфрт, Гамбург, Бремен, Любек).

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статус-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне. Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза. Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха. 1 января 1834 г. был создан Германский таможенный союз, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. В рамках Таможенного союза немецкие государства согласились отменить все таможенные преграды между собой, а из пошлин, взимаемых на границах территории союза, образовать общую кассу, с распределением ее доходов между участниками, соответственно числу

В начале 1860 -х годов XIX в. в Пруссии в разразился политический кризис. В 1860 г. военный министр фон Роон внес в прусский ландтаг проект реорганизации армии, который предусматривал увеличение вдвое состава армии и срока обязательной военной службы с двух до трех лет. Предлагаемая реформа требовала увеличения военного бюджета. Либеральное большинство ландтага отвергло проект. Это привело к конституционному кризису. В крупных городах и промышленных центрах страны состоялись антиправительственные митинги и собрания с выражением одобрения позиции депутатов палаты.

23 сентября 1862 г. король Вильгельм I назначил на пост министра-президента Пруссии Отто фон Бисмарка, пользовавшегося репутацией «сильного человека» . Выход из внутриполитического кризиса Бисмарк видел в активизации внешней политики Пруссии. Бисмарку были свойственны пренебрежение общепринятыми нормами морали и права в международных отношениях, сугубо утилитарный подход к выбору средств достижения поставленных целей. Именно эти качества дали современникам основание определить его действия на международной арене как реальную политику (Realpolitik).

Бисмарк видел свою главную задачу в том, чтобы объединить Германию под руководством прусской монархии. Но будучи консерватором, он стремился достичь этого иными способами, чем немецкие либералы и демократы, возлагавшие в 1848– 1849 гг. надежды на Франкфуртское Национальное собрание. Выступая в сентябре 1862 г. перед депутатами ландтага с проектом военной реформы Бисмарк заявил: «Не речами и постановлениями большинства решаются великие современные вопросы - это была ошибка 1848 и 1849 годов, - а железом и кровью» . Депутаты вновь отказались утвердить требования правительства. Тогда, невзирая на отказ ландтага, Бисмарк явочным порядком провел военную реформу, израсходовав большие средства на реорганизацию армии и ее вооружение. В результате проведенной реформы военный потенциал Пруссии существенно возрос. Пруссия была готова начать борьбу за объединение Германии.

Австро-прусско-датская война 1864 г. - вооружённый конфликт за отделение приэльбских герцогств Шлезвига и Гольштейна от владений Датского королевства. Считается первой из войн в процессе объединения Германии вокруг Пруссии. Причина войны: В середине XIX века между Данией и Пруссией возникло соперничество из-за герцогств Шлезвиг и Гольштейн, которые находились в личной унии с Данией. В ноябре 1863 г. в Дании была принята новая конституция, по которой Шлезвиг присоединялся к Датскому королевству. Австрия и Пруссия при поддержке ряда государств Германского союза посчитали этот шаг нарушением прежних договоренностей. Они потребовали у Дании отменить конституцию и оккупировали Гольштейн. 16 января 1864 г. Австрия и Пруссия предъявили Дании ультиматум с требованием восстановить статус Шлезвига. В конце января Дания отклонила ультиматум.

1 февраля 1864 г. объединенные прусско-австрийские войска вступили на территорию Шлезвига. Война была скоротечной. Сухопутная армия Дании была разгромлена. К середине июня 1864 г. австро-прусский войска оккупировали всю Ютландию. 30 октября 1864 г. в Вене был подписан мирный договор, по которому Дания отказалась от Шлезвига и Гольштейна в пользу прусского короля и австрийского императора. 14 августа 1865 г. в Гаштейне было заключено соглашение между Пруссией и Австрией, которое уточняло статус герцогств. Они были признаны совместным владением обеих держав, но управлялись раздельно: Гольштейн – Австрией, а Шлезвиг – Пруссией. Гаштейнская конвенция обострила борьбу Австрии и Пруссии за влияние в Германском союзе.

Австро-прусская война 1866 г. Повод к войне: Пруссия предложила Австрии обсудить вопросы о реформе Союзного сейма и о передече Гольштейна под управление Пруссии. Австрия отвергла эти предложения. В июне 1866 г. прусские войска заняли Гольштейн. Тогда Союзный сейм по предложению Австрии принял решение о мобилизации войск против Пруссии. В ответ на это 16 июня прусские войска вступили в Саксонию, Ганновер, Гессен-Кассель и напали на Австрию. В австро-прусской войне приняли участие 29 из 32 немецких государств (членов Германского союза) В войне участвовали две коалиции. На стороне Австрии выступили 13 немецких государств, в том числе Бавария, Саксония, Великое герцогство Баден, Вюртемберг, Ганновер. На стороне Пруссии – Италия и 16 немецких государств.

Война длилась на протяжении семи недель (17 июня - 26 июля 1866 года). Австрия вынуждена была воевать на два фронта. Её технологическая отсталость, а также политическая изоляция в которой Австрия оказалась благодаря дипломатическим интригам Бисмарка (обеспечил не вмешательство в войну России и Франции), привели её к поражению. 23 августа 1866 г. в Праге Австрия и Пруссия подписали мирный договор, согласно которому: 1. Германский союз упразднялся. 2. Предусматривалось создание Северогерманского союза во главе с Пруссией. Австрии устранялась от участия в общегерманских делах. 3. Пруссия аннексировала Шлезвиг, Гольштейн, Ганновер, Гессен. Кассель, Гессен-Хомбург, Франкфурт-на-Майне, Нассау. Территория Пруссии увеличилась на 1500 кв. миль, а ее население возросло на 4, 5 млн. человек (24 млн. человек). 4. Австрия передавала Италии Венецию и должна была заплатить Пруссии военную контрибуцию.

4 августа 1866 г. Бисмарк обратился к государствам Германии с предложением об образовании нового Северогерманского союза. Данное предложение приняли 8 государств и 3 вольных города - Гамбург, Бремен и Любек. В состав Союза были включены земли, лежавшие севернее реки Майн. Вне этого Союза оставались лишь Бавария, Баден, Вюртемберг и часть Гессен. Дармштадта, которые, однако, состояли в военном блоке с Пруссией и были тесно связаны с нею экономически. Красный - Северогерманский Союз Оранжевый - южногерманские земли

Собравшийся в начале 1867 г. Северогерманский рейхстаг утвердил конституцию Союза, по которой вся полнота власти в государстве сосредоточивалась в руках наследного «президента» - прусского короля, он же был и главнокомандующим «союзной армии» . Заместителем «президента» являлся назначаемый им союзный канцлер, постоянно председательствовавший в верхней палате рейхстага - Союзном совете. Совет не избирался, а формировался из представителей союзных государств. Союзная конституция изъяла важные в экономическом отношении отрасли законодательства из компетенции отдельных государств и передала их в ведение Союза, а именно: единое гражданство на всей территории Союза и свобода передвижения по ней, законодательство в области промышленности, торговли, таможенных пошлин, судоходства, монетного дела, мер и весов, железных дорог, водных путей сообщения, почты и телеграфа, патентов, банков, иностранной политики, охраны торговли за границей, уголовного права, судопроизводства и т. д.

Объединение Германии «сверху» под главенством Пруссии завершилось в результате франко-прусской войны 1870 - 1871 гг. Причиной обострения отношений Франции и Пруссии стали претензии на испанский престол, которые выдвинул родственник Вильгельма I Леопольд Гогенцоллерн. В 1868 г. в Испании была свергнута королева Изабелла II, началась революция. Германия и Франция выдвинули свои кандидатуры на испанский престол. Претензии Леопольда тайно поддерживал Отто фон Бисмарк. В Париже были возмущены притязаниями Леопольда. Французский король Наполеон III заставил Гогенцоллерна отказаться от испанского престола, а после этого посол Наполеона потребовал, чтобы этот отказ одобрил и прусский король. Вильгельм I стремился избежать войны, поэтому шел на уступки требованиям Франции. Бисмарк стремился к войне, поэтому провоцировал Францию. Поводом к войне стала «эмская депеша» – телеграмма Вильгельма I французскому послу Винсенте Бенедетти, подправленная Бисмарком, которая спровоцировала Францию объявить войну Пруссии.

"ЭМСКАЯ ДЕПЕША" - фальсифицированная и опубликованная Бисмарком телеграмма короля Вильгельма I, послужившая предлогом для начала Франко-прусской войны 1870 -1871. В 1870 испанское правительство пригласило на вакантный престол Испании принца Леопольда Гогенцоллерна, офицера прусской армии и родственника короля Вильгельма I. Правительство Наполеона III заявило резкий протест в Мадриде против воцарения там немецкого принца. 12 июля Леопольд отклонил приглашение испанского правительства. Бисмарк был разочарован мирным исходом дела. Наполеон III со своей стороны считал войну с Пруссией необходимой для укрепления своей династии. Обе стороны продолжали провоцировать друга. Французское правительство после получения удовлетворительного ответа от Леопольда предъявило новые требования Пруссии. В высказываниях министров и парижской печати содержались открытые угрозы по адресу Пруссии.

Французский посол Бенедетти по поручению своего правительства передал Вильгельму I, находившемуся в Эмсе, требование, чтобы прусский король обязался "на все будущие времена" не давать своего согласия на кандидатуру Леопольда Гогенцоллерна. Вильгельм I отказался дать такие гарантии, но заявил послу, что прусское правительство "продолжает оставаться в стороне". Изложение беседы Бенедетти с королём было 13 июля сообщено из Эмса по телеграфу Бисмарку в Берлин. Получив от начальника прусского генерального штаба Мольтке заверения в готовности армии к войне, Бисмарк решил использовать переданную из Эмса депешу для провоцирования Франции. Он изменил текст сообщения, сократив его и придав ему более резкий, оскорбительный для Франции тон. В новом тексте конец был составлен так: "Его величество король отказался затем ещё раз принять французского посла и приказал дежурному адъютанту передать ему, что его величество не имеет ничего более сообщить". Этот оскорбительный для Франции текст был передан Бисмарком в печать и всем прусским миссиям заграницей и на следующий день стал известен в Париже. Как и ожидал Бисмарк, Наполеон III немедленно объявил Пруссии войну.

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Первые же серьезные бои на границе в начале августа закончились поражениями французской армии, вынужденной отступить в глубь страны. 2 сентября армия под командованием маршала Мак-Магона сдалась на милость победителя у г. Седан. Вместе с войсками Мак-Магона в плену оказался и Наполеон III. В Париже это вызвало массовые волнения, в результате которых Вторая империя пала. 4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена Республикой. Новое правительство «национальной обороны» заявило, что будет продолжать войну за освобождение страны. Однако оно не располагало для этого достаточными силами. 19 сентября Париж был окружен немецкими войсками. Началась осада французской столицы.

23 января 1871 г. министр иностранных дел правительства «национальной обороны» Жюль Фавр отправился в Версаль, где находилась ставка немецкого командования, и спустя пять дней подписал с немцами перемирие. По его условиям, Париж фактически капитулировал. Для ведения переговоров о мире Франция должна была провести выборы в национальное собрание. На выборах победили сторонники мира с объединенной Германией. Главой исполнительной власти был избран Адольф Тьер. 26 февраля Тьер подписал в Версале прелиминарный мирный договор, по которому Франция передавала Германской империи Эльзас и Лотарингию, а также обязывалась заплатить Германии контрибуцию в размере 5 млрд фр. Вплоть до уплаты контрибуции немецкие войска должны были оставаться во Франции. 10 мая во Франкфурте-на-Майне был подписан окончательный договор. Он уточнял новую границу между обоими государствами с учетом аннексии Германией Эльзаса и Лотарингии и устанавливал порядок выплаты контрибуции.

18 января 1871 г. в Зеркальном зале Большого королевского дворца в Версале прусский король Вильгельм I в присутствии других германских монархов, сановников и военачальников был провозглашен императором Германской империи. Наряду с государствами-членами Северогерманского союза в состав Германской империи вошли Бавария, Баден, Вюртемберг и Гессен. За основу конституции нового государства была взята конституция Северо-Германского союза. В центре Европы утвердилось крупное милитаристское государство.

Поражение Австрии в австро-итало-французской войне 1859 г. и австро-итало-прусской войне 1866 г. , исключение Австрии из Германского союза привело к росту в стране сепаратистских движений. Усилились национальные движения других наций Австрийской империи: чехов, хорватов, румын, поляков и словаков, которые выступали с идеями преобразования государства в федерацию равноправных народов. Резкое ослабление в результате войны Австрийской империи при одновременном усилении угрозы со стороны России и росте панславянских симпатий внутри национальных движений славянских народов империи (прежде всего, чехов), обеспокоили венгерских лидеров. Сложившаяся ситуация сблизила позиции австрийского правительства и лидеров венгерского национального движения.

В марте 1867 г. австрийской и венгерской делегациями было заключено Австро-венгерское соглашение, превратившее Австрийскую империю в дуалистическую конституционную монархию Австро-Венгрию. 8 июня 1867 г. Франц-Иосиф I короновался в Будапеште королём Венгрии. Империя была разделена на две части - австрийскую (Цислейтания) и венгерскую (Транслейтания), каждая из которых получила полный суверенитет в отношении внутренних дел. Австро-венгерское соглашение установило общие принципы управления в каждой из двух частей государства. Обе части должны были иметь собственный парламент, избираемое и независимое правительство, собственную систему государственной администрации, суда и юстиции.

В обоих частях государства были провозглашены демократические свободы (свобода совести, слова, собраний, союзов и петиций), равенство всех граждан перед законом, принцип разделения властей, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность частной собственности и тайна переписки. Правительства Австрии и Венгрии стали ответственными перед соответствующими парламентами. Монарх сохранял за собой право предварительного одобрения законопроектов, лично назначал глав правительств и общих министров, а также оставался верховным главнокомандующим единой австро-венгерской армии.

Негативную реакцию австро-венгерское соглашение встретило у других народов империи. С резкими протестами выступили хорваты. В 1868 г. было заключено Хорвато-Венгерское соглашение, гарантировавшее автономию Хорватии в составе Венгерского королевства, однако радикальная часть хорватского национального движения не прекратила антиправительственных выступлений и требований реальной федерализации империи. Ещё более серьёзным было положение в чешских землях: лидеры чешского национального движения отказались признать соглашение, по всей стране развернулись митинги и национальные собрания, требующие восстановления прав и привилегий земель чешской короны и предоставления Чехии таких же прав, какие получила Венгрия. На протяжении всей последней трети XIX в. чешско-австрийское противостояние оставалось главной внутренней проблемой Цислейтании. Крупным успехом австрийского правительства стало достижение компромисса с польской элитой Галиции, в результате чего эта провинция в 1868 г. получила достаточно широкую автономию, а польское национальное движение удалось удержать в конституционном поле.

Германский союз

(Deutscher Bund) - возник в силу союзного акта, подписанного в Вене 10 июня 1815 года и дополненного постановлениями Венского заключительного акта 35 мая 1820 г. Он являлся международным соединением (ein völkerrechtlicher Verein) немецких независимых государств (таких государств первоначально было 38, а впоследствии 35) и вольных городов, для защиты независимости и неприкосновенности их владений, входивших в состав союза, и для поддержания внешней и внутренней безопасности Германии. Во внешних сношениях Г. союз образовал одно целое (verbundene Gesammt-Macht); во внутренних делах отдельные государства признавались вполне независимыми; каждому правительству предоставлялось организовать народное представительство по своему желанию, но с одним весьма важным ограничением: не отступать от основного типа германских государств, т. е. монархического устройства. Заключительный акт прямо требовал, чтобы вся сумма государственной власти была сосредоточена в руках государя; земские чины могли быть призваны к участию только в отправлении некоторых функций власти. Органом союзной власти служил германский сейм, составленный из уполномоченных от отдельных государств; деятельность этих уполномоченных должна была совершаться в пределах полученных ими от их правительства инструкций, под страхом ответственности за нарушение полномочий. Субъектами союзной власти оставались, таким образом, сами союзные правительства, а сейм имел только характер постоянного международного конгресса. Степень участия отдельных государств в союзном управлении определялась их величиной и значением. Государства, признанные членами союза, разделялись на две категории: 11 более крупных из них имели самостоятельный голос на сейме (Virilstimme), мелкие же государства (т. наз. Zwergstaaten) и вольные города соединялись для получения голоса в группы, или курии; таких собирательных голосов на сейме было 6. Это распределение голосов имело место в обыкновенных заседаниях сейма, именовавшегося в таком случае тесным советом (engerer Rath); для принятия же решений по делам особой важности тесный совет, по окончании прений, превращался в общее собрание сейма (Plenum), в котором каждое государство имело не менее одного самостоятельного голоса; но более значительные государства получали здесь по несколько голосов (не более 4). К делам особой важности были отнесены; 1) изменение основных законов, издание новых постановлений, принятие в союз новых членов, учреждение новых постоянных установлений для осуществления целей союза; 2) объявление войны, заключение мирных договоров от имени союза. Для решения этих вопросов требовалось большинство 2/3 голосов. Государства, располагавшие в общем собрании несколькими голосами, могли посылать от себя и нескольких уполномоченных, но этим не увеличивалось число предоставленных им голосов. Председательство на сейме принадлежало австрийскому уполномоченному, в отсутствие его - прусскому, в отсутствие последнего - баварскому и т. д. по списку членов союза. На время ежегодного перерыва заседаний сейма на вакационное время (4 месяца) составлялся т. наз. вакационный комитет (Ferien-Ausschuss), из двух уполномоченных и председательствующего. Деятельность сейма была негласна; даже отчеты о заседаниях не печатались. Сейму принадлежало ведение внешних сношений, с целью обеспечения общегерманских интересов. При политических столкновениях между отдельными государствами союза сейм должен был стараться примирить стороны, а в случае безуспешности этих попыток - передавать спорный вопрос на обсуждение особого третейского суда или т. наз. аустрегальной инстанции, решению которой обе стороны должны были немедленно подчиниться. Так им третейским судом обыкновенно являлся высший суд одной из трех незаинтересованных держав, выбор между которыми зависел от государства, принесшего в сейм жалобу. В случае нежелания одной из сторон подчиниться состоявшемуся решению аустрегального суда, сейм мог привести его в действие путем союзной экзекуции, состоявшей в том, что одно из союзных правительств, по назначению сейма, принимало на себя принудительное исполнение решения суда (или, в других случаях, предписания сейма). Хотя, по смыслу заключительного акта, поддержание внутреннего спокойствия в каждом отдельном государстве предоставлялось правительству этого государства, но в виде изъятия допускалось вмешательство сейма во внутренние дела отдельных государств, а именно: а) для подавления восстания, сопротивления власти или иных беспорядков, если они приняли размеры, угрожающие спокойствию всего союза; б) для разрешения пререканий между палатами и правительством относительно смысла и применения конституции, если конституция была гарантирована союзом или вопрос будет добровольно представлен на разрешение сейма; в) для охранения точного смысла постановлений союзной конституции. На сейме лежало, наконец, попечение о внутреннем благосостоянии Германии и охранение прав частных лиц и общества. Он обязан был принимать жалобы на отказ или медленность в правосудии и содействовать доставлению судебной защиты со стороны того союзного правительства, которое подало повод к жалобе.

Конституция Г. союза, несомненно, представляла собой значительный шаг вперед, сравнительно с предшествовавшей ей организацией Рейнского союза, уже потому, что она обнимала все немецкие государства; другое весьма важное ее преимущество перед первой состояло в том, что она освобождала немецкие государства от иностранного покровительства и вмешательства. Но затем Г. союз, так же как и Рейнский, был бессилен для достижения каких-либо положительных целей; будучи "правительством над правительствами", он не располагал никакими самостоятельными средствами для обеспечения авторитета союзной власти и потому находился в зависимости от доброй воли членов союза, в особенности могущественнейших между ними. Другим коренным недостатком было привлечение к участию в нем негерманских государей - короля нидерландского, в качестве вел. герцога люксембургского, и короля датского, в качестве герцога голштинского и лауенбургского. Образ действий сейма не смягчал эти недостатки, а, на оборот, еще более ослабляли значение союза (см. Германия, история). В 1848 г. сейм сошел со сцены совершенно незаметно, без всякого сопротивления, а восстановление его в 1851 г. нисколько не увеличило его достоинства и власти. При первом же решительном столкновении между главными его членами, Г. союз должен был прекратить свое существование, как это и случилось в 1866 г.

  • - таможенное объединение герм. гос-в во главе с Пруссией; являлся до 1860-х гг. "наивысшей ступенью, до которой была когда-либо доведена централизация Германии..." ...
  • - почт, союз, заключенный в 1850 между Австрией и Пруссией, к кот. присоединились и др. мелкие герм, гос-ва и Люксембург. Странами-участницами введены одинаковые почт, тарифы, существовавшие до 1867...

    Большой филателистический словарь

  • - орг-ция нем. рабочих в 1863-75. Осн. в Лейпциге 23 мая 1863. Создание ВГРС явилось крупным шагом в деле освобождения нем. рабочих от влияния либеральной буржуазии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - возник в силу союзного акта, подписанного в Вене 10 июня 1815 года и дополненного постановлениями Венского заключительного акта 35 мая 1820 г. Он являлся международным соединением немецких независимых государств и...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - бывший союз многих немецких государств, согласившихся отменить все таможенные преграды между собой, а из пошлин, взимаемых на границах территории союза, образовать общую кассу, с распределением ее доходов между...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - существовал с 1866 по 1871 гг. Объединительные стремления, обнаруживавшиеся в Германии уже во время Наполеоновских войн и получившие особенное яркое и энергичное выражение в 1848-49 гг., не могли привести к...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - политическая организация немецких рабочих в 1863-75. Основана в Лейпциге 23 мая 1863...
  • - объединение германских государств, образованное 8 июня 1815 на Венском конгрессе 1814-15. В состав Г. с. вошло сначала39 государств, в том числе вольные города Бремен, Гамбург, Любек и Франкфурт-на-Майне...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в 1867-70 федеративное государство к С. от реки Майн. Был создан после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 и распада Германского союза, когда представители Пруссии и 17 северогерманских государств по...

    Большая Советская энциклопедия

  • - объединение германских государств под гегемонией австрийских Габсбургов, созданное 8 июня 1815 на Венском конгрессе; ликвидирован после разгрома Австрии в войне 1866 с Пруссией...
  • - в 1867-1870 федеративное государство к северу от р. Майн, создано под гегемонией Пруссии после ее победы в австро-прусской войне и распада Германского союза...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ГЕРМА́НСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. германцы. 2. Относящийся к древним германцам, к их языкам, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, истории; такой, как у древних германцев. Германские языки. По-германски. 3...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГЕРМА́НСКИЙ, германская, германское. прил. к Германия; немецкий. Германское государство. || прил. к германцы. Германские языки. Германская мифология...

    Толковый словарь Ушакова

  • - герма́нский прил. 1. Относящийся к Германии, германцам, связанный с ними. 2. Свойственный Германии, германцам, характерный для них. 3. Принадлежащий Германии, германцам...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - герм"...

    Русский орфографический словарь

"Германский союз" в книгах

10.2. Европейский союз, Валютный союз и единый рынок Европы

Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

10.2. Европейский союз, Валютный союз и единый рынок Европы 9 ноября 1989 года рухнула Берлинская стена. В течение следующих двух лет произошли ликвидация коммунизма как политической силы, распад Советского Союза и объединение Германии.Получив большую поддержку в 1980-х

ПРОТЕСТ КЁЛЬНСКОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПРОТИВ ВКЛЮЧЕНИЯ ПОЗНАНИ В ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ

Из книги Том 5 автора Энгельс Фридрих

ПРОТЕСТ КЁЛЬНСКОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПРОТИВ ВКЛЮЧЕНИЯ ПОЗНАНИ В ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ Кёльн, 12 августа. «Демократическое общество» Кёльна направило Национальному собранию протест следующего содержания: Высокое Национальное собрание! Принимая во внимание:1. что

Фото 15. Встреча экипажей космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8»

Из книги Ракеты и люди. Лунная гонка автора Черток Борис Евсеевич

Фото 15. Встреча экипажей космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» (Торжественный кортеж на улицах Москвы. В машине (слева направо): Г.С.Шонин, В.Н. Кубасов, В.А. Шаталов, А.С.

Из книги 1937. Сталин против заговора «глобалистов» автора Елисеев Александр Владимирович

Война за Баварское наследство. Германский союз

Из книги Войны и кампании Фридриха Великого автора Ненахов Юрий Юрьевич

Война за Баварское наследство. Германский союз «Рок не судил мудрецу-монарху посвятить остальную жизнь мирным заботам о благе подданных. Проницательный взгляд его следил за каждым движением политического мира, и где только предвиделась малейшая опасность могуществу и

Германский союз в период Реставрации. «Система Меттерниха»

автора Коллектив авторов

Германский союз в период Реставрации. «Система Меттерниха» Хронологические рамки периода Реставрации в Германии – 1815–1840 гг., затем наступил так называемый пред-мартовский период (Vormaerz) – 1840–1848 гг., который завершился в марте 1848 г. революцией. Феномен Реставрации

Германский союз в 50-60-е годы XIX в. Австро-прусский дуализм

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Германский союз в 50-60-е годы XIX в. Австро-прусский дуализм Пост-революционный период – одна из наименее изученных фаз немецкой истории как в российской, так и в германской историографии. Общепринятый термин, которым обозначают этот период – «эпоха реакции». Прусский

Глава четвертая Австро-Германский союз и возобновление Договора трёх императоров

Из книги Том 2. Дипломатия в новое время (1872 - 1919 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава четвертая Австро-Германский союз и возобновление Договора трёх императоров Ухудшение русско-германских отношений. Поведение германского канцлера в дни восточного кризиса ясно показало, что в случае австро-русской войны Германия поддержит Австро-Венгрию.

59. РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г. В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз». Таким образом была окончательно разрушена

Виталий Третьяков. Союз Ельцина и Горбачева. С чьей стороны союз?

Из книги Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния автора Доброхотов Л Н

Виталий Третьяков. Союз Ельцина и Горбачева. С чьей стороны союз? (…) Пока Ельцину нет достойных соперников на политическом Олимпе России. Он первый в ее истории всенародно избранный Президент. Он является символом борьбы с властью КПСС и центра. Он - персональное

Северо-Германский Союз

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Германский союз

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Всеобщий германский рабочий союз

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Российско-Германский союз – спасение Европы

Из книги СМИ, пропаганда и информационные войны автора Панарин Игорь Николаевич

Российско-Германский союз – спасение Европы Европейский кризис углубляется. Самым оптимальным вариантом спасения единой Европы является российско-германский союз.Германия и Россия – две великие европейские державы, должны предложить совместный план действий по

Глава 10 Северо-германский союз

Из книги Великий Бисмарк. Железом и кровью автора Власов Николай

Глава 10 Северо-германский союз После победы над Австрией основной задачей, стоявшей перед прусской политикой, было сполна использовать ее итоги. В середине августа 1866 года, еще до заключения окончательного мирного договора с Австрией, государства, располагавшиеся к

Германия позднего средневековья – рыхлый национальный союз независимых государств, с 1485 года официально именовавшийся «Священной Римской Империей германской нации». Империя не имела ни общего центра, ни системы управления.

По политическому статусу, Германия была монархическим государством. Центральной королевской власти противостояли могущественные феодальные правители. Первое место среди высших имперских чинов занимали курфюсты, архиепископы и светские князья. Коллегия курфюстов складывалась из знатных семей. Она представляла высший орган имперской власти.

В 1460 году основывается Базельский университет, а в 1476 – Тюбингенский университет. Это были первые университеты, в которых появились зачатки гуманистического образования в ХV веке, а затем и в Кельнском и Эроруртском университетах.

С конструированием в конце ХУ века рейхстага, курфюсты составили высшую курию.

На рубеже ХV – ХVI веков завершается длительный процесс консолидации сословно-корпоративных групп.

Рейнский союз . К началу ХIХ века Германия все еще оставалась Священногй римской империей германской нации. В ее составе числилось более 300 государств. Они были малоземельными и малочисленными по населению. Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, которая господствовала на обширном пространстве земель и была населена главным образом славянскими народами – поляками, хорватами, словенцами, чехами и венграми.

Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью. Дворянство было неоднородно по своему составу и находилось в зависимости от князей, либо от императора; городское население состояло из патрицианских семей, городских бюргеров, подмастерьев и учеников, зависимых от мастеров. Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с другими странами, такими как Англия и Франция, Германию можно назвать экономически, социально и политически отсталой.

Французская революция «точно громовая стрела ударила в этот хаос, называемый Германией» (Энгельс), Наполеон не оставил камня на камне от так называемой «Священной римской империи Германской нации».

Таким образом, с 1806 по 1813 годы на территориях Западной Германии был образован Рейнский союз, куда вошли такие крупные государства, как Баден, Вюртемберг, Бавария и др. (всего – 16). Рейнский союз отделился от остальной Германии и принял руководство Франции, обязался участвовать в военных действиях на ее стороне. Наполеоном был введен здесь французский Гражданский кодекс 1804 года, отменено крепостное право и вместе с тем феодальные привилегии вообще, но после сокрушительного поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 году Рейнский союз распался.



Наполеон перекроил карту Германии следующим образом: из 51 вольных городов он оставил всего пять, остальные же были переданы десятку наиболее сильных в то время государств. Он положил начало дальнейшим территориальным переделам, которые были произведены уже после поражения Франции и отречения Наполеона.

Австрия и Пруссия приняли участие, хотя и на вторых ролях, в победе над Наполеоном, которая давала Германии новый шанс к объединению в единое государство. К тому же этот шанс был наиболее вероятен, так как «Римская империя Германской нации» была ликвидирована французскими завоевателями.

Поражение Франции не восстановило архаической германской империи. Вместо нее был создан Германский союз – объединение государств под гегемонией австрийских Габсбургов в составе 34 государств и 4 вольных городов. Это объединение произошло 8 июня 1815 года на Венском конгрессе. Каждое из объединившихся государств, сохраняло свою независимость, хотя главенство в союзе принадлежало Австрии.

Германский союз не был ни унитарным, ни федеративным государством. Правящим органом Германского союза был так называемый Союзный сейм, который заботился лишь о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов. Заседания Союзного сейма в полном составе (69 голосов) проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в Союзе принадлежало Австрии, как самому крупному государству в то время Германского союза.

Каждое из объединившихся в Союзе государств было суверенным и управлялось по-разному. В одних государствах удерживалось самодержавие, в других создавались подобия парламентов («Земские собрания») и лишь в немногих конституции фиксируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и др.). Германский союз никоим образом не решал проблемы объединения Германии. Сохранялись даже таможенные пошлины, и их последующая отмена была событием.

Орган Германского союза, «Союзный сейм», прозванный из-за своего состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Тон во всей этой политике задавал всесильный министр Меттерних, одна из самых мрачных фигур европейской политической реакции. Австрия играла при нем роль всеевропейского жандарма (наряду с царской Россией).

Реакция вовне сопровождалась террором внутри страны: тайные суды, всесильная полиция, почти нескрываемая перлюстрация писем, а вместе с тем народная нищета, с одной стороны, и безумное расточительство – с другой. С финансами было совсем плохо, несмотря на ограбление Италии и славянских стран, захваченных Австрией. «На меня и Меттерниха еще хватит», - утешал себя император Австрии Фердинанд.

По всей Германии торжествовала реакция. Дворяне вернули себе прежнюю власть над крестьянством, феодальные суды и барщину, право охоты и «кровавую десятину» (налог на забитый скот). В ряде областей помещики удержали за собой феодальное право безнаказанного бессудного убийства крестьянина. Сохранился и налог, заменивший право первой ночи.

Движение протеста не шло далее узких рамок студенческих корпораций. Студенческая молодежь устраивала еще шумные собрания, на которых сжигались порой «капральская палка» (символ ненавистного полицейского режима), и этого одного было достаточно для массовых репрессий. «В Германии, - пишет историк Блосс, - воцарилась кладбищенская тишина, которая нарушалась только хвалебными завываниями сверху в честь временщиков».

После того как в 1819 г. студентом К. Зандом был убит реакционный публицист Коцебу, германские государства по инициативе Меттерниха создали межгосударственную следственную комиссию, преследовавшую любое проявление «либерализма».

Террор еще более усилился после революции 1830 года во Франции. Всякое свободное слово преследовалось цензурой, тюрьмой, каторгой.

Правительства Германского союза охотно пользовались услугами платных и добровольных доносителей. Одним из них – и наиболее известным – был литературный критик В. Менцель, по доносу которого были запрещены как вышедшие из печати, так и еще печатавшиеся книги Г. Гейне и др.

Буржуазное развитие Германии продолжалось, хотя и медленно. Его воздействием следует объяснить Таможенный союз 1834 года, заключенный между Пруссией, Баварией, Саксонией и некоторыми другими германскими государствами; он сближал между собой коммерческие классы различных государств и областей Германии, концентрировал их силу, способствовал переходу всей массы этих классов в лагерь либеральной оппозиции. Германская буржуазия стала втягиваться в борьбу за власть.

Созданный по инициативе Пруссии Таможенный союз был ее крупным успехом. Он привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств, и с течением времени она привыкнет смотреть на Пруссию как на свой экономический, а затем и политический форпост.

Приблизительно в тот же период заявляет о своем существовании германский рабочий класс. Знаменитое выступление силезских ткачей (1844 год) положило начало борьбе немецких рабочих с феодализмом и деспотизмом.

Нищета и обездоленность силезских рабочих, особенно ткачей, не поддается описанию. За 16 часов ежесуточной работы ткач мог рассчитывать – и то в лучшем случае – на ничтожную сумму 110 - 120 марок в год. Голодная смерть была здесь обыкновенным делом. А когда зимой 1847 - 1848 годов подорожали продукты питания, здесь стал умирать каждый двенадцатый человек. Доведенные до отчаяния рабочие начали громить машины на фабриках, дома хозяев. Ответом были массовые расстрелы и экзекуции.

Французская революция 1848 года дала наконец давно ожидаемый повод к борьбе. Столица Пруссии Берлин покрылся баррикадами (март 1848 года). Пока пролетариат сражался с войсками, буржуазные либералы упрашивали прусского короля согласиться на некоторые перемены. Наконец они были обещаны, и борьба прекратилась.Среди них фигурируют: уничтожение помещичьих судов и полицейской власти помещиков над крестьянами; распространение суда присяжных на политические преступления; выборы в учредительный ландтаг (Национальное собрание).

Буржуазно-демократическое движение охватило и другие германские государства. Чтобы выиграть время для расправы с ним, короли и князья дали свое согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне Учредительного собрания. Составленное из депутатов всех государств, оно должно было дать Германии единую конституцию, но, к сожалению, франкфуртское Собрание не оправдало надежд германской демократии. Чем дальше развивались события, тем больше выявлялись непримиримые противоречия, раздиравшие левую и правую части Собрания. Июньская битва в Париже способствовала переходу германской буржуазии на сторону крайней реакции. Вооруженная буржуазная гвардия стала стрелять в рабочих с тем же фанатизмом ненависти, что и во Франции. Крестьяне дали себя успокоить обещанием отмены феодальных повинностей.

Вместо того чтобы действовать, левая часть Собрания дала себя втянуть в бесконечные дискуссии, которые были на руку реакционным правительствам. Когда революция была раздавлена, франкфуртское Собрание было разогнано штыками. Выработанный им проект общеимперской конституции остался на бумаге.

Конституция, выработанная Национальным собранием Пруссии (1849 год), содержала в себе некоторые элементы «либерализма», и потому король Фридрих-Вильгельм IV потребовал ее пересмотра. Было решено, наконец, созвать новое собрание, избранное по особой системе, двустепенными и открытыми выборами.

Система эта получила название куриальной. Избиратели – все мужчины определенного возраста – делились на три класса (курии). Первые две курии составляют крупные налогоплательщики, а в последнюю зачисляются все остальные избиратели. Каждая курия выбирает одинаковое число выборщиков. Таким образом, две первые курии – в численном отношении незначительная кучка – избирали две трети выборщиков. На долю последней, многомиллионной курии оставалась всего одна треть.

Выборы дали нужный правительству результат: из 350 членов Собрания 250 были чиновниками. Новая прусская конституция (1850 год) стала конституцией торжествующей контрреволюции. Уступки, сделанные буржуазии, были ничтожными.

Торжество контрреволюции было отмечено по всей Германии. В Саксонии участники дрезденских боев были брошены в каторжные тюрьмы, где их в виде наказания морили голодом. Особым изобретением палаческой фантазии сделалось приковывание к ноге заключенного дубового бревна, которое следовало таскать за собой. Смертные приговоры и расстрелы без суда свирепствовали в Бадене, Баварии и многих других германских государствах.

Конституция 1850 года создавала две палаты с законодательной властью. Нижняя из палат была выборной, верхняя состояла из принцев крови, князей, а также других назначенных короной пэров.

Поначалу верхняя палата, палата господ, была наполовину выборной, наполовину назначенной. В 1852 году прусский двор надумал превратить ее в назначаемую пожизненно и наследственно. По требованию короля, Бисмарк как министр отстаивал этот план и добился его принятия, но только позже он понял, что был не прав. Палата, писал он в своих мемуарах, имеющая какое-то число выборных членов, пользовалась у населения престижем, какого никогда не имела палата, ее сменившая (то есть целиком назначенная). А между тем престиж, это очень важно, если палата хочет играть отведенную ей роль «исполнителя оборонительных задач». Когда верхняя палата становится в глазах общественного мнения органом правительственной или даже королевской политики, это свидетельствует о дефекте в конституции.

Законодательная власть палат парализовалась абсолютным вето короля. Сущность конституции 1850 года состояла не в том, чтобы в данный момент или когда-либо в дальнейшем создать новую правительственную систему, а в том, чтобы благодаря трем вето – обеих палат и решающему королевскому – помешать «произвольным изменениям существующего положения». Помимо абсолютного вето на постановления палат, конституция предоставляла прусскому королю законодательную инициативу. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти.

Королю не возбранялось столько раз распускать парламент (ландтаг), сколько он сочтет нужным и когда он сочтет нужным. Много раз в это действительно делалось, причем нередко еще до того, как нижняя палата собиралась на свое первое заседание (если не нравился ее состав).

Министры правительства не были подотчетны ландтагу, вотум недоверия был им не страшен. Они не знали, что такое коллективная ответственность. Их действительным главой являлся король, и только перед ним они отвечали за свои действия.

Конституция 1850 года не лишена некоторых деклараций насчет равенства граждан перед законом, свободы слова, собраний, союзов, неприкосновенности личности. Вместе с тем было сделано все для того, чтобы эти свободы оставались мнимыми.

Свобода собираться, например, была обставлена условиями: только в закрытом помещении и не на квартире устроителя. За этим странным требованием скрывалась простая хитрость: помешать тем, у кого недостает денег на то, чтобы нанимать помещение.

В отмену старого закона, согласно которому никакое учебное заведение не могло быть открыто без разрешения правительства, конституция провозгласила свободу обучения, но закона о праве открывать школы не было издано, и потому все осталось по-старому.

В других случаях правительство всегда имело возможность обойти неугодный закон. Конституция запретила цензуру на печатные издания. В 1863 году в период острой избирательной борьбы Бисмарк издал временное распоряжение о введении последующей цензуры. Печатный орган, получивший три предупреждения правительства, подлежал закрытию. Когда выборы были выиграны, Бисмарк с лицемерным смирением представил распоряжение на утверждение палат, хотя прекрасно знал, что оно не будет утверждено. Так и случилось, но дело было сделано. Бисмарк понимал, что обязанная ему победой клика депутатов не посмеет поднять вопрос об ответственности, да и он боялся ее, поскольку речь шла об ответственности перед палатами.

Гораздо больший резонанс имел другой «конституционный конфликт» между Бисмарком и ландтагом. В течение четырех лет Бисмарк тратил огромные деньги на вооружение прусской армии, несмотря на прямое запрещение ландтага. По общему правилу, его следовало судить, но как только была выиграна война с Австрией (1866 год) и Пруссия стала самой сильной державой Германского союза, ландтаг поставил вопрос о полной реабилитации министра.

Обшитая парламентскими формами, прусская конституция оставалась по своему содержанию конституцией абсолютной монархии, способной удерживать дворянство с опорой на буржуазию, а эту последнюю – с опорой на дворянство.

Всеобщая воинская повинность (введенная в Прусии еще в 1814 г.) и огромные траты на армию (22 млн. таллеров ежегодно при общем бюджете в 51 млн.) делали Пруссию единственным серьезным конкурентом Австрии в Германском союзе. Конфликт между ними решился в войне 1866 года, затеянной из-за герцогства Гольштейн.

В 1864 году Пруссия вместе с Австрией напала на Данию. У последней были отторгнуты две области – Шлезвинг и Гольштейн. Первая отошла к Пруссии, вторая – к Австрии. Через два года после этого Пруссия, придравшись к случаю, силой вытеснила австрийские войска из Гольштейна.

Нелишне отметить, что всего только за три месяца до войны прусский король Вильгельм говорил в присутствии императора Австрии, что Пруссия «не имеет никаких прав на герцогства и потому не может предъявить никаких претензий на них». Тем не менее война началась и публике было заявлено, что Пруссия озабочена положением немецкого меньшинства в Дании. Из этого видно, что гитлеровская дипломатия не была для Германии такой уж новинкой.

В битве при Садовой (1866 год) Пруссия разбила австрийскую армию. С этого времени надежды германской буржуазии на воссоединение страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством. Бисмарк стремился оправдать эти надежды. Он ни минуты не сомневался в том, каким должен быть путь к объединению: «Не речами, не постановлениями большинства, а железом и кровью!».

Несмотря на то, что победа над Наполеоном и так называемый священный союз поставили Австрию в центр европейской политической жизни, дни ее величия были уже отмерены историей. Как и в прошлые века, Австрия продолжала удерживать и эксплуатировать огромные славянские территории – Чехию, Моравию, Словакию, Хорватию, Далмацию, Силезию, Буковину, Галицию, а кроме них север Италии (Ломбардию) и всю Венгрию.

Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Оно было оправдано уже единством языка и культуры. Объединение это могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения должен привести к возникновению великой германской республики, но он не удался.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!