Особенности нарушения речи при амнестической афазии. Афазия. Основные методики лечения синдрома позвоночной артерии

Амнестическая афазия проявляется у пациента через различные отклонения в речи. Данная патология характеризуется утратой способностей пользоваться словами, которые человек использует для повседневного общения. В результате ему становится сложно выражать свои мысли, но если говорить об артикуляционном аппарате или слухе, эти функции будут сохранены.

Как и при остальных видах афазии (), отклонения можно связать с проблемами, касающимися сосудов головного мозга. Сюда же относятся различные травмы закрытого или открытого типа, новообразования, энцефалит, болезнь Пика, лейкоз или лейкоэнцефалит. Лечение амнестической афазии может понадобится человеку абсолютно любого возраста. Поэтому если у пациента возникают какие-либо проблемы, касающиеся сосудистой системы или связанные с травами, необходимо обязательно обратиться к врачу и провериться на наличие возникновения осложнений.

Амнестическая афазия – это такой вид заболеваний, который можно охарактеризовать неспособностью человека указывать название любых предметов, даже самых простых. При этом нельзя сказать, что у него будет наблюдаться серьёзное нарушение речи. Единственный минус, который можно заметить, это небольшое количество существительных и невозможность оперировать значительным количеством глаголов.

Когда больной начинает называть предметы, он активно использует парафразы, это значит, что он будет описывать их своими словами, но при этом не сможет употребить конкретное название.

Причины появления

Проявляются вследствие нарушений, связанных с белым веществом, находящимся на границе теменной височной и затылочной частей левого полушария мозга человека. Если пациент пострадал от отклонений, связанных с этими частями органа, у него будут возникать проблемы не только с памятью, но и речью, так как именно здесь сконцентрирован центр памяти человека.

К основным причинам, которые способны вызвать данное отклонение, относятся следующие:

  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • отдельные психические состояния;
  • заболевания инфекционного характера. Сюда относятся менингиты и энцефалиты;
  • если пациент пострадал от черепно-мозговой травмы, у него могут возникнуть различные повреждения определённой степени. Если говорить о незначительных травмах, здесь можно выделить недолговременную потерю памяти и быстрое восстановление. Что касается тяжелых повреждений, то могут возникнуть более серьезные проблемы, которые будут касаться нарушений памяти и, вместе с ней, речевой функции человека;
  • спутанность сознания, которая вызвана острой интоксикацией внутренними или внешними ядами. Сюда относятся лекарства или ядовитые вещества, а также некоторые компоненты, которые содержатся в крови человека. Такие же состояния могут наблюдаться при печеночной недостаточности или почечной;
  • хронические отклонения, касающиеся кровообращения;
  • воспалительные процессы;
  • абсцесс мозга, болезнь Пика или Альцгеймера. Здесь пациент страдает от постепенного ухудшение речи и памяти, это связано с постоянно прогрессирующими негативными изменениями в функциональности головного мозга.

Также существуют люди, которые находятся в отдельной группе риска; здесь необходимо обратить внимание на следующих пациентов:

  1. люди, которые имеют наследственную предрасположенность к недугам подобного рода;
  2. люди преклонного возраста;
  3. пациенты, которые на протяжении долгого времени страдают от некоторых общих заболеваний. Сюда относятся гипертоническая болезнь, ишемические недуги сердца, эпилепсия, а также постоянные головные боли и подобные им заболевания.

Обратите внимание! На самом деле, совсем не важно, какие причины спровоцировали амнестическую афазию. Самое главное здесь, это вовремя приступить к лечению и не допустить нежелательных осложнений. Если пациенты обращаются к доктору вовремя, они имеют большие шансы на полное выздоровление и предотвращение тяжелых отклонений.

Признаки и симптомы заболевания

Амнестическая афазия зачастую характеризуется мягкой формой течения, по сравнению с , поэтому симптомы проявляются не слишком интенсивно. Чтобы определить развитие этого заболевания, необходимо на протяжении длительного периода общаться с больным. Здесь стоит обращать внимание на следующие проявления:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  • У пациента возникают проблемы с тем, чтобы вспоминать название предметов, но при этом он хорошо разбирается в их функциях и внешнем виде.
  • Пациент постоянно будет повторять одни или другие слова, а также использовать одинаковые словосочетания. Зачастую речь будет строиться неправильно, с точки зрения грамматики или логики.
  • Для выявления мнестической афазии не следует обращать внимание на артикуляцию, так как она всегда будет правильной, в отличии от .
  • Речь пациента всегда богатая парафразами. Человек зачастую говорит либо медленно, либо использует частые паузы. Также здесь стоит отметить неправильное употребление некоторых слов.
  • Существительные чаще всего опускаются в высказываниях. В основном, больной не страдает от полной утраты возможности читать или писать.
  • У пациента не возникает трудностей с произношением звуков. Если амнестическая афазия протекает в незначительной форме, человек может продолжать работать, не вызывая никаких подозрений у сотрудников, но это не значит, что не стоит обращаться к врачу, даже если отклонение самое незначительное.

Эти симптомы могут спровоцировать не только афазию данного типа, здесь может идти речь о более сложных формах. Со временем они спровоцируют тяжёлые отклонения, от которых практически невозможно избавиться. Чтобы более точно обозначить вид заболевания, необходимо разобраться с причинами возникновения таких проявлений.


Диагностика болезни

В первую очередь, при диагностике амнестической афазии врачу необходимо провести беседу с самим пациентом, чтобы понять, какие именно симптомы проявляются интенсивнее. В результате этого разговора он сможет примерно определить то, какие причины стали основополагающими при развитии данного заболевания. Далее необходимо провести целый ряд тестов, они могут подтвердить или опровергнуть диагноз. Сюда относятся следующие процедуры:

  1. после того, как специалист определил, давно ли возникли нарушения в речи пациента, а также, какое событие могло спровоцировать развитие данных патологий, необходимо провести неврологический осмотр. Сюда относится выявление таких симптомов, как асимметрия лица, неполное закрытие глаз, опущение уголка рта, ощущение слабости в конечностях, а также изменение высоты рефлексов;
  2. далее необходимо пройти осмотр у логопеда. Здесь проходит оценка имеющихся нарушений в речи, что позволит корректного строить работу по её восстановлению;
  3. компьютерная томография и МРТ. Это необходимо для более глубокого изучения строения головного мозга. Также специалисты будут иметь возможность выявить нарушения в его структуре и тканях, определить наличие гнойников, новообразований, очагов распада нервной ткани или кровоизлияний;
  4. МР. Магнитно-резонансная ангиография позволяет в полной мере оценить целостность и проходимость сосудов, находящихся в полости черепа.

В результате проведения всех этих исследований специалист может более точно назвать очаг поражения при амнестической афазии. Только после этого необходимо приступать коррекционному лечению и процессу восстановления речи пациента.

Лечение

Когда врач определил, в результате каких поражений у пациента возникла амнестическая афазия, он сможет подобрать эффективный курс лечения, который будет подразумевать прием медикаментов, а также специальные упражнения. В особо сложных случаях может потребоваться операция, но это только при том, если причиной возникновения отклонения стала опухоль или другое серьёзное заболевание.

Практически при любой степени сложности заболевания необходимо использовать комплексный подход, который включает в себя работу со специалистами и одновременный прием медикаментозных препаратов. Сюда же относятся физические упражнения, а также остальные виды восстановительной терапии.

Что касается молодых пациентов, они отличаются более высокими шансами на выздоровление в полной мере, чего нельзя сказать о больных пожилого возраста. В медицинской практике известны такие случаи, когда пациенты юного возраста выздоравливали мгновенно, но это возникает только при крепком иммунитете у больного.

Вне зависимости от проявления амнестической афазии и нарушений, связанных с ней, весь курс восстановительной терапии может занять от двух до пяти лет. При этом ни один из специалистов не даст пациенту гарантий по поводу выздоровления или возникновения некоторых осложнений. Здесь очень важно постоянно заниматься с человеком, постепенно увеличивая нагрузку на мыслительные процессы.

Заключение

На сегодняшний день врачи не могут определить точные меры предосторожности, которые позволят в полной мере предотвратить данное заболевание. Чтобы снизить шансы на возникновение патологии, необходимо, в первую очередь, проходить плановые проверки у врача. Также, если возникают какие-либо черепно-мозговые травмы и другие заболевания, могущие спровоцировать амнестическую афазию, следует незамедлительно обратиться к специалисту, чтобы предотвратить возможное начало данных процессов.

Речь одна из основополагающих форм когнитивной деятельности человеческого мозга. По объёму воспринимаемой информации речь находится на втором мете после зрительной нейросенсорной системы и отвечает за коммуникативную активность человека. Без речи наше общение становится менее намного менее информативным и продуктивным. Патология речевой функции, сформировавшаяся при наличии у больного речи, называется афазией и носит острый социально зависимый характер.

Существует немало серьёзных неврологических заболеваний, которые могут вызвать афазию и другие неврологические нарушения в работе центральной нервной системы.

Афазия – одно из частых проявлений транзиторной ишемической атаки или инсульта, данное патологическое состояние формируется вследствие органического поражения участок коры больших полушарий, отвечающих за формирование речевой функции и её восприятия. Существует несколько клинически значимых типов афазии, которые обладают своими характерными проявлениями речевого расстройства, одним из вариантов как раз и является амнестическая афазия.

Афазия приводит к довольно серьёзному снижению качества жизни пострадавшего, так как его социальная коммуникация с окружающими людьми затрудняется. Но несмотря на столь серьёзное положение дел, в некоторой степени данная патология подвергается корректировке и при правильном лечении и реабилитационных мероприятиях больной может социально адаптироваться и вести близкий к нормальному образ жизни.

Что такое амнестическая афазия?

Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов, находящихся в зоне коры больших полушарий, отвечающих за синтез и формирование речевой функции, а также восприятия речи и невербальных сигналов окружающих людей. Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.

К развитию патологии может привести широкий спектр причин, однако конечный патогенетический механизм у этого заболевания единый и заключается в обширной гибели нервной ткани, локализованной в специфических отвечающих за речь областях головного мозга.

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны.

Причины

Амнестическая афазия как правило наблюдается при повреждении белого вещества в области стыка теменной, затылочной и височной частей левого или правого полушария головного мозга. Важно отметить, что заболевание проявляется не на стороне поражения, а на противоположной. У левшей повреждается правое полушарие, а у правшей левое. Основными этиологическими причинами являются следующие факторы:

  • Травматическое повреждение вышеописанных участков головного мозга. Чаще всего это происходит при дорожно-транспортных происшествиях и при тупых ударах тяжёлым предметом в зону височной области головы. При этом может сформироваться разрыв аксональных связей белого вещества головного мозга травматического характера.
  • Хирургические вмешательства на структурах головного мозга. Нельзя исключить повреждение соседних структур мозга, так как анатомически все зоны и области головного мозга тесно связаны.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания, такие как: менингит, энцефалит и абсцесс головного мозга. Инфекционные заболевания могут быть вирусной или бактериальной этиологии и часто приводят к генерализованному поражению головного мозга.
  • Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  • Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, вызывающие инсульт, тромбоз церебральных сосудов или дисциркуляторную энцефалопатию.
  • Острая интоксикация организма, в особенности нейротоксическими ядами, либо в результате передозировки некоторых лекарственных препаратов.
  • Отдельно выделяют поражения нервной ткани при острой почечной или печёночной недостаточности. При такой форме продукты метаболизма и распада своевременно не удаляются из организма и приводят сначала к дисфункциональным нарушениям, а затем и к органическому поражению ткани головного мозга.
  • Психические заболевания.
  • Болезнь Альцгеймера и болезнь Пика. При болезни Альцгеймера чаще характерно сочетание сенсорной афазии с амнестической афазией, а при болезни Пика чаще наблюдается сочетание с моторной афазией.

Можно выделить несколько групп риска возникновения амнестической афазии:

  1. Генетическая предрасположенность. Если в семье есть родственники с подобными заболеваниями, то наследственный анамнез является отягощённым и значительно повышает риск возникновения афазии при описанных выше причинах.
  2. Пожилой и старческий возраст. Общие экстрагенитальные заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, эпилептические припадки или кластерная головная боль.

Симптоматика и проявления

Амнестическая афазия характеризуется мягким течением болезни и смазанным проявлением клиники заболевания. Среди самых частых проявлений можно выделить следующие симптомы:

  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Многократный повтор одних и тех же слов или словосочетаний;
  • Наличие парафраз – описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Больной пропускает слова, чаще всего существительные;
  • Также больной не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.

Несмотря на это у пациента не страдают навыки чтения и письма. Его речь построена правильно, как грамматически, так и логически. У пациента не возникает трудности с акустическим произношением слов, а также артикуляцией. Речь больного становится экспрессивной и изобилует большим количеством глаголов.

Важно отметить, что больной легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Диагностика

Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики. Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия. Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками. Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.

Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.

В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:

  • Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
  • Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
  • Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
  • Комплексная лабораторная диагностика.

Помимо высококлассной аппаратуры не менее важным диагностическим значением обладает и специалист. В диагностическом отделении работают высококлассные специалисты, сертифицированные в смежных областях медицины, что повышает эффективность диагностического поиска и последующего лечения каждого отдельно взятого пациента.

Лечение

Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.

После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние. С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии. При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем.

Поэтапная реабилитация

Восстановление когнитивных способностей довольно длительный этап, требующий мотивации и усилий, как от самого больного, так и от его родственников.

Реабилитационный период протекает у каждого пациента индивидуально и зависит от множества факторов. Тем не менее правильно сформированный поэтапный план способен ускорить восстановительные мероприятия.

На начальном этапе пострадавшего заново обучают адекватному восприятию предметов и образному мышлению. Больной постоянно работает с картинками предметов, потом с группами предметов с постепенным усложнением визуального ряда.

Вторым этапом у больно формируют адаптацию к ситуативной речи. Формируется поддержание речевой функции на определённые тематики. На данном этапе пациенту требуется помощь логопеда и психотерапевта, так как он является самым сложным.

На заключительном этапе пациент расширяет свой запас речевого и слухового восприятия, а также учится уменьшать интервалы между проговариваемыми словосочетаниями и предложениями. Постепенное увеличение объёмов воспринимаемой информации окончательно приводит к адаптации больного афазией человека.

При систематическим подходе к реабилитационным занятиям у большинства пациентом удаётся добиться стойкого положительного результата, что позволяет адаптироваться пострадавшему в обычной социальной среде.

Под таким медицинским термином, как афазия необходимо понимать расстройство речи, которое можно охарактеризовать как утрату способности пользоваться словами для общения с окружающими и выражения мыслей, при данном состоянии функция артикуляционного аппарата и слуха сохраняется

Если говорить о причинах развития данного патологического процесса, то к ним следует отнести сосудистые поражения головного мозга), опухоли, травмы, инфекционные заболевания (энцефалит, лейкоэнцефалит), болезнь Пика.

Принято различать сенсорную, моторную, амнестическую, динамическую и семантическую афазии. В данной статье мы уделим внимание амнестической афазии.

Информация о патогенезе

Под амнестической афазией необходимо понимать нарушение способности называть имена, предметы при сохранении возможности их описать. У таких больных чтение и понимание речи не нарушены, писать под диктовку они умеют. Экспрессивная речь отличается большим количеством глаголов и минимумом существительных.

Данная патология возникает при повреждении 37 и 40 поля нижнезаднего отдела теменной и височной долей.

Существовало мнение, что чистая амнестическая афазия не существует, а является первичным проявлением моторной и сенсорной афазии при опухолевых процессах опухолях мозга или регрессом данных афазий при сосудистых процессах.

Амнестическая афазия наблюдается при поражениях теменно-височной области. Дефект представляет собой трудности в назывании предметов, хотя больному их значение и употребление известно. К примеру, при показывании пациенту ключа, он не может его назвать, но ответит, что это то, чем закрывают или открывают замок, либо производит ключом вращательные движения. Для данного процесса характерны амнестические западения и вербальные парафазии.

Этиология

Это важно! Амнестическая афазия довольно часто считается «минимальной» дисфункцией речи. При данном состоянии артикуляция, повторение и понимание сохраняется. Затруднен поиск слов, их называние, произнесение слов по буквам.

Высказывания больного состоят преимущественно из служебных слов, являются малоинформативными, имеют место многословные иносказания, парафазии, речь можно назвать беглой.

Если говорить о очаге поражения, то его локализация- любая структура левого полушария, которая относится к речевой системе (иногда средняя височная извилина и верхняя височная извилина).

Амнестическая афазия может быть результатом ЧМТ на фоне острой спутанности сознания.

Кроме того, данный процесс часто наблюдается при болезни Альцгеймера, которая характеризуется наличием афазии без нарушений беглости речи, например, к ним можно отнести:

  • сенсорную транскортикальную афазию;
  • амнестическую афазию;
  • сенсорную корковую афазию;
  • проводниковую афазию.

При наличии болезни Пика можно наблюдать проявления первичной прогрессирующей афазии — неуклонный распад речи по типу моторной транскортикальной афазии или моторной корковой афазии, который обусловлен очаговыми дегенеративными перерождения коры головного мозга.

Это важно! Установлен тот факт, что, в преобладающем большинстве случаев амнестическая афазия имеет схожесть с теменной симптоматикой, на основании чего в клинической практике ее называют теменной амнестической афазией.

Наиболее часто, это синдром Герстма, который проявляется как:

  1. нарушение счета;
  2. проблемы в ориентировке вправо-влево;
  3. нарушение позы пальцев;
  4. пальцевая агнозия.

Довольно часто при наличии данного процесса возникают нарушения конструктивного праксиса и схемы тела. К причинам выше указанных синдромов считается поражение теменной и височной области задненижних отделов. Если говорить о правшах, то у них данные изменения возникают в левом полушарии мозга.

Если говорить о других причинах амнестической афазии, то специалистами выделены следующие:

  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфекционные поражения(энцефалит);
  • злокачественные новообразования.

Лечение амнестической афазии

Существуют случаи, что при наличии диагноза амнестическая афазия речь может спонтанно восстановится, но в основном, для нормализации речевой функции, требуется длительное и серьезное лечение. Особенность заключается в том, что в процессе лечения амнестической афазии принимают участие те участки головного мозга, в которых не имеется повреждений. На фоне этого основной упор делается на процессы зрительного и кинестетического анализа.

Первоочередно, квалифицированный специалист проводит ряд необходимых исследований, которые необходимы для выявления точной причины афазии.

В настоящий момент применяется специальное сканирование, с помощью которого имеется возможность определить какие именно участки являются здоровыми и какие поражены.

В процессе лечения можно ликвидировать причины, устранить предрасположенность к амнестической афазии. Но точных гарантий, что речь пациента с амнестической афазией будет в полной мере восстановлена.

Это важно! Период терапии отличается значительной длительностью и может продолжаться до пяти лет. Для каждого конкретного пациента подбирается составляется индивидуальная лечебная программа, под которой подразумевается не только терапия лекарственными препаратами, но и занятия у логопеда.

Также больным с таким состоянием как амнестическая афазия показана лечебная физкультура, психотерапия и трудотерапия.

Афазия – это нейропсихологическое расстройство, которое характеризуется нарушением приобретенных функций речи. Амнестико-семантическая афазия – подвид дисфазии, сопровождающийся трудностью называния предметов при условии, что больной знает их назначение.

Патофизиология дисфазии изучена мало, однако известно, что в основе нарушения лежат не моторные и , а патология структур, отвечающих за кратковременную и долговременную память, а также повреждение теменно-височной коры головного мозга.

Отличительной чертой амнестическо-семантической афазии является то, что у больного сохранен интеллект, смысловое понимание и отражение сути предмета внутри сознания. В отличие от других дисфазий, например, при амнестической не нарушается артикуляция и нет эхо-симптомов (эхолалия), при которых больной непроизвольно повторяет слова из речи собеседника.

Амнестическая афазия как самостоятельное заболевание разделяется на два подвида:

  1. . Характеризуется снижением удержания в памяти слуховой и речевой информации. Больные с этим нарушением страдают снижением зрительной памяти и скудностью зрительных образов.
  2. Оптико-мнестическая дисфазия. Больной не может назвать предмет «по имени» и не может создать образ, связанный с этим предметом. Например, врач называется слово «ручка». Больной объясняет функцию письменной ручки, показывает, как ей пользоваться и писать, но не может назвать само слово и не может представить ситуацию с ручкой.

Причины

Амнестическая наблюдается при поражении теменно-височной области конечного мозга. Характерна функциональная асимметрия: у правшей амнестическая дисфазия возникает при поражении левого полушария, у левшей – правого.

Нейроны височной и теменной коры погибают из-за таких причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. При остром нарушении кровообращения эти зоны страдают от недостатка кровотока, ишемии и гипоксии. Вследствие нехватки питательных веществ они умирают.
  • Черепно-мозговая травма. Гибель нервных клеток наблюдается после прямого удара по черепу, если его локализация приходится на теменную и височную область.
  • Ошибки в ходе операции на головном мозгу.
  • Острые инфекционные заболевания с вовлечением коры головного мозга, например, энцефалит или нагноение.
  • Опухоли, механически сдавливающие нервную ткань.
  • Острая интоксикация вследствие отравления ядами, тяжели металлами или лекарствами.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона.

Симптомы

Амнестическая афазия характеризуется трудностью называния предметов. Признаки амнестической афазии:

  1. Снижение скорости обработки понимания слов. Так, например, это выявляется, когда с больным быстро говорить. Пациенту нужно больше времени, чтобы понять смысл озвученной ему информации.
  2. Невозможность повторить основную суть повествования. Например, общаясь с пациентом, вы рассказываете ему небольшую историю. После просьбы повторить больной из 20 слов рассказа воспроизводит 3-4. Здесь же бывает характерно ретроактивное торможение, при котором пациент повторяет последние несколько слов из предложения, а первые забывает.
  3. Словесная реминисценция. Больному хорошо удается воспроизвести материал рассказа спустя несколько часов.
  4. Активная жестикуляция и мимика. Чтобы передать больше информации, больной обращается к выраженным интонациям, движениям рук и мимике. Таким образом пациент пытается компенсировать дефект речи.

Дополнительная и не обязательная характеристика амнестической афазии (возникает не у всех):

  • Слабые зрительные образы, связанные с предметом, который назван врачом.
  • Речь замедлена, между словами присутствуют паузы длиной в несколько секунд.

Диагностика

Амнестическая дисфазия диагностируется тяжело. Диалогическая речь относительно сохранена, и при первом взгляде может и не вызвать вопросов и подозрений и у врача. Фразы выстроены верно, слова стоят в правильном порядке. Первое, что может вызвать опасения – трудности в подборе слов и небольшие паузы между ними, однако после подсказки больной быстро вспоминает и называет слово.

Афазия почти никогда не возникает как самостоятельная патология. Чаще всего амнестическая дисфазия сочетается с синдром Герстмана, который проявляется нарушением арифметического счета, письма, пальцевой агнозией и нарушением ориентации между пространственными понятиями «право-лево». Эти патологии, паузы между словами и трудности в назывании предметов наводят мысль врача на амнестическую афазию.

Следующие диагностические приемы выявляют болезнь:

  1. Проба на запоминание 6 слов по две группы, в каждой из которых по 3 слова. Запоминание двух предложений и двух малых рассказов. Для выявления амнестической афазии следует попросить эти два рассказа воспроизвести после их озвучивания и спустя 2-3 часа. Как правило, в отсроченном повторении воспроизводится больше информации.
  2. Проба, при которой врач предъявляет картинки с предметами и просит больного назвать их.
  3. Проба на описание. Нейропсихолог рассказывает суть предмета, а больному нужно его назвать. Например, 4 ножки, прямоугольная деревянная поверхность, на него ставят тарелки, вилки и ложки. Что это? Если больной не может назвать «стол», есть вероятность амнестической афазии.

Методы коррекции

Коррекция заключается в улучшении работы нейронных связей между отделами коры головного мозга. Суть – восстановить соотношения названий предметов и их предназначения при помощи изображений с картинами и метода классификации. Упражнения начинаются с легкого. Например, просят показать и назвать свои части тела. Далее пациента просят осмотреть комнату и найти предмет по названию, озвученное врачом.

Сложные упражнения представляют собой написание небольших рассказов по картинкам, которые дает нейропсихолог, просят пересказать повествование. Эти упражнения расширяют объем слуховой и зрительной памяти.

Амнестическая афазия возникает при поражении задневисочных и теменно-затылочных отделов мозга. Единственным и центральным симптомом является затруднение в назывании предметов. В основе этой афазии лежат два фактора . Первый – связан с дефектами оптического восприятия предмета, с дефектами выделения его существенных признаков. Второй связан с патологическим состоянием коры, затрудняющим выбор слова из нескольких альтернатив.

В клинической картине на первое место выступает обилие поисков слов-наименований, обилие вербальных парафазий в устной спонтанной речи. Из всех функций речи прежде всего и грубее нарушается номинативная функция. При попытке назвать предмет больные перечисляют группу слов, но обязательно из этого же семантического поля. В отличие от сенсорной и акустико-мнестической афазий подсказка помогает. Это указывает на то, что акустический гнозис сохранён.

В психологической картине можно отметить нарушение номинативной функции речи. Все виды и формы речи не нарушаются. Сохранено чтение и писание. Эта форма афазии встречается редко.

Все формы афазии отличаются по клинической и психологической картинам и по нейропсихологическому синдрому. В основе различия лежит центральный механизм (фактор). Первой задачей нейропсихолога является вычленение механизма и анализ синдрома. Сосудистые поражения мозга часто приводят к комплексным, смешанным формам афазии.

Алалия

Алалия – это отсутствие или ограничение речи у детей, обусловленное недоразвитием или поражением в доречевом периоде речевых областей коры головного мозга: лобных или височных. При установлении этого диагноза должны быть исключены глухота, механическая анартрия и слабоумие. Различают моторную, сенсорную и тотальную алалию. При моторной алалии речь нарушена, но сохранено её понимание. Обращает на себя внимание отсутствие или органичение гуления, поздно появляющийся и очень бедный лепет. Отсутствие речи у ребёнка 2-3 лет должно вызывать тревогу. Если при нормальном речевом развитии лепет появляется во втором полугодии первого года жизни, то у детей с моторной алалией лепет появляется на втором и третьем году жизни, поэтому их называют «безречевыми». К концу третьего года и позже у детей появляются отдельные звукоподражания или слоговые элементы, которые сохраняются на длительный срок. Накопление словаря идёт медленно и, как правило, за счёт существительных, наиболее часто произносимых родителями. Структура слова нарушена: дети употребляют первый или ударный слог, наблюдается упрощение слоговых элементов. В возрасте 4-5 лет происходит некоторая активизация речи, обогащение словаря за счёт наиболее простых по структуре слов. Существительные употребляются в именительном падеже, глаголы – в неопределённой форме. В этот период становится отчётливо видно отставание в развитии речи. Постепенно начинает формироваться фраза, структура которой резко нарушена из-за аграмматизмов. Бедность словаря сохраняется. После 5-летнего возраста отмечается активация речи, наряду с существительными появляются глаголы, но предлоги и дополнения в речи отсутствуют. Таким образом, прослеживаются этапы речевого развития: позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение структуры слова, позднее накопление словаря и формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Занятия с детьми по развитию речи выявили трудности запоминания и составления фразы. Рассказ по картинке происходил в форме вопросно-ответной речи с называнием отдельных предметов, действия не учитывались. У детей отмечался недостаточный интерес к речи окружающих.

Дети с выраженной алалией должны рано начинать занятия с логопедом по развитию речи и обучаться в школе для детей с речевыми нарушениями. В более лёгких случаях дети должны заниматься с логопедом до школы и в период школьного обучения, продолжать занятия со школьным логопедом для профилактики дисграфии.

В противоположность моторной алалии при сенсорной дети многословны даже в период лепетной речи. На фоне сохранённого слуха у детей отмечается нарушение восприятия речи. В одних случаях дети слышат слова, повторяют их, но не соотносят с предметом, его обозначающим. Связи «слово – предмет» и при многократных повторениях не формируется. Поведение детей правильное, интерес к окружающему достаточный, экспрессивная речь развивается. Более тяжёлым вариантом сенсорных нарушений являются сенсорные расстройства, когда дети не понимают речи окружающих людей и не могут повторить слово вслед за педагогом. Они лучше воспринимают тихие звуки или звуки средней громкости, в то время как громкие звуки их раздражают. Они лучше воспринимают речь человека, постоянно общающегося с ними, а речь незнакомого человека не воспринимают вовсе. При сенсорной и тотальной алалии обучение детей крайне осложнено.

Все дети с алалиями нуждаются в раннем выявлении и медико-педагогической помощи для подготовки к школьному обучению. Интеллектуальное развитие детей с алалиями может приближаться к норме.

Дизартрия

Дизартрия – это речевое нарушение, вызванное поражением центральной нервной системы, которое проявляется в расстройстве артикуляции, фонации и дыхания. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм: бульбарную, псевдобульбарную, корковую, смешанную и мозжечковую.

При бульбарной форме в патологический процесс вовлекаются ядра черепных нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, которые иннервируют группы мышц артикуляционного аппарата, участвующих в звукообразовании, фонации и дыхании. При поражении ядер черепных нервов парез или паралич носит характер периферического, при этом нарушается проведение нервного импульса и мышцы атрофируются. Особенно заметны дизартритические расстройства при поражении подъязычного нерва с одной стороны, при этом кончик языка отклоняется в сторону пареза.

Более распространёнными являются псевдобульбарные дизартрии. Они возникают тогда, когда поражается корково-стволовой пирамидный путь, иннервирующий ядра двигательных черепных нервов, участвующих в артикуляционных движениях. Осложняют дизартрию вторичные нарушения формирования премоторной и теменно-височных областей мозга, происходящие после рождения. У грудных детей происходит задержка гуления и лепета. Появляющиеся в последующем звуки оказываются однообразными, тихими, редкими, кратковременными, без интонаций. С возрастом лексическое развитие речи ребёнка задерживается. В результате нарушения артикуляций страдает фонетическая сторона речи. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, что затрудняет контакт с окружающими. В последующем некоторые звуки формируются, но речь остаётся смазанной, плохо модулированной, невнятной. Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слова. Дети не различают звуки на слух, затрудняются в повторении звукового ряда, выделении звуков в словах, что даёт основание рассматривать эти нарушения как фонетико-фонематические расстройства.

Неврологическая симптоматика, на фоне которой развивается псевдобульбарная дизартрия, характеризуется парезами и параличами конечностей и нарушением функций других черепных нервов.

Корковая дизартрия. В случаях поражения артикуляционного праксиса, когда поражается нижний отдел постцентральной извилины, наблюдается вариант корковой афферентной апрактической дизартрии. В этих случаях расстраивается произнесение согласных звуков, причём нарушения артикуляции непостоянны. Отмечается поиск артикуляционного уклада речи, что замедляет её темп и нарушает плавность.

Кинетический вариант корковой афферентной апрактической дизартрии возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария. Он характерен затруднениями произнесения сложных предложений. Речь ребёнка напряжённая, замедленная. При исследовании артикуляционного праксиса отмечаются трудности воспроизведения серии последовательных движений по заданию.

При смешанной дизартрии (экстрапирамидной) наблюдается мышечная дистония в общей и артикуляционной моторике. Дистония значительно искажает артикуляцию, возникает замена и пропуск звуков. Дистония артикуляционных мышц обычно сочетается с гиперкинезами мышц лица, языка, губ, диафрагмы, межрёберных мышц, в связи с чем дизартритические нарушения сочетаются с расстройством дыхания и фонации.

Мозжечковая форма дизартрии возникает при поражении путей, связывающих двигательную зону коры головного мозга со стволом и мозжечком. Для неё характерны гипотония артикуляционных мышц, а также десинхронизированное дыхание, фонация и артикуляция. Речь замедленная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией, затуханием голоса к концу фразы. В неврологическом статусе больных – атаксия, расстройство координации движений.

Наряду с хорошо выраженными формами дизартрии наблюдаются стёртые, малозаметные, при которых артикуляционные и общемозговые нарушения выявляются при обследовании или функциональной нагрузке. Дети с такими расстройствами с раннего возраста нуждаются в специальных лечебных и педагогических мероприятиях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!