Коренные народы и жители Камчатки: волшебная история из глубины веков! Население камчатского края Народ составляющий основное население камчатки

|
население камчатского края на, население камчатского края россии
Численность населения края по данным Росстата составляет 317 269 чел. (2015). Плотность населения - 0,68 чел./км2 (2015). Городское население - 77,52 % (2015).

Самая большая численность населения в Камчатском крае была зафиксирована в 1991 году и составляла 478 541 человек.

  • 1 Динамика численности населения
  • 2 Национальный состав
  • 3 Общая карта
  • 4 Примечания

Динамика численности населения

Численность населения
1959 1970 1979 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995
220 753 ↗287 612 ↗378 491 ↗466 096 ↗476 911 ↗478 541 ↘475 987 ↘458 899 ↘439 750 ↘421 582
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
↘406 393 ↘397 007 ↘388 255 ↘380 481 ↘372 308 ↘366 400 ↘358 801 ↘357 917 ↘354 714 ↘352 148
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
↘349 240 ↘347 123 ↘345 669 ↘343 539 ↘322 079 ↘321 659 ↘320 156 ↗320 549 ↘319 864 ↘317 269

100 000 200 000 300 000 400 000 500 000 1990 1995 2000 2005 2010 2015

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
17,5 ↗17,7 ↘16,8 ↘16,2 ↘12,5 ↘9,1 ↗9,2 ↗9,2 ↗9,6
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘9,1 ↘9,0 ↗9,2 ↗10,4 ↗10,8 ↗11,1 ↘11,0 ↗11,0 ↗11,3
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗11,7 ↗11,9 ↗12,1 ↗12,4 ↗13,0 ↗13,0 ↗13,2
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
6,7 ↘6,4 ↗7,0 ↘5,9 ↗6,3 ↗11,2 ↘10,4 ↘9,5 ↘9,4
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗10,3 ↗10,6 ↗11,4 ↘11,1 ↗12,2 ↗12,2 ↗12,6 ↘11,3 ↘11,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗11,4 ↗11,8 ↗12,6 ↘12,0 ↘11,5 ↘11,4 ↗11,5
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
10,8 ↗11,3 ↘9,8 ↗10,3 ↘6,2 ↘-2,1 ↗-1,2 ↗-0,3 ↗0,2
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘-1,2 ↘-1,6 ↘-2,2 ↗-0,7 ↘-1,4 ↗-1,1 ↘-1,6 ↗-0,3 ↗0,1
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗0,3 ↘0,1 ↘-0,5 ↗0,4 ↗1,5 ↗1,6 ↗1,7
при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
65,9 ↗66,9 ↘64,9 ↘61,6 ↘60,4 ↗61,0 ↗62,3 ↗63,8 ↗64,0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘63,5 ↘63,3 ↘62,9 ↗63,4 ↘63,1 ↗63,6 ↘63,5 ↗65,2 ↗66,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗66,4 ↘66,1 ↘65,8 ↗66,6 ↗67,3 ↗68,0

По данным всесоюзных и всероссийских переписей:

Национальный состав

1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 220753 100,00 % 471932 100,00 % 358801 100,00 % 322079 100,00 %
Русские 176136 79,79 % 382423 81,03 % 290108 80,85 % 83,56 % 252609 78,43 % 85,92 %
Украинцы 14852 6,73 % 43014 9,11 % 20870 5,82 % 6,01 % 11488 3,57 % 3,91 %
Коряки 5319 2,41 % 7190 1,52 % 7328 2,04 % 2,11 % 6640 2,06 % 2,26 %
Ительмены 985 0,45 % 1441 0,31 % 2296 0,64 % 0,66 % 2394 0,74 % 0,81 %
Татары 2921 1,32 % 5837 1,24 % 3617 1,01 % 1,04 % 2374 0,74 % 0,81 %
Белорусы 2420 1,10 % 7353 1,56 % 3489 0,97 % 1,00 % 1883 0,58 % 0,64 %
Эвены (ламуты) 1113 0,50 % 1489 0,32 % 1779 0,50 % 0,51 % 1872 0,58 % 0,64 %
Камчадалы 1881 0,52 % 0,54 % 1551 0,48 % 0,53 %
Чукчи 1072 0,49 % 1530 0,32 % 1487 0,41 % 0,43 % 1496 0,46 % 0,51 %
Корейцы 6740 3,05 % 1952 0,41 % 1749 0,49 % 0,50 % 1401 0,43 % 0,48 %
Азербайджанцы 1117 0,24 % 1311 0,37 % 0,38 % 1270 0,39 % 0,43 %
Чуваши 799 0,36 % 2322 0,49 % 1292 0,36 % 0,37 % 807 0,25 % 0,27 %
Армяне 227 0,10 % 948 0,20 % 948 0,26 % 0,27 % 748 0,23 % 0,25 %
Узбеки 627 0,13 % 267 0,07 % 0,08 % 646 0,20 % 0,22 %
Мордва 3075 1,39 % 2356 0,50 % 1170 0,33 % 0,34 % 630 0,20 % 0,21 %
Молдаване 167 0,08 % 1324 0,28 % 662 0,18 % 0,19 % 479 0,15 % 0,16 %
Немцы 234 0,11 % 1039 0,22 % 707 0,20 % 0,20 % 430 0,13 % 0,15 %
Алеуты 332 0,15 % 390 0,08 % 446 0,12 % 0,13 % 401 0,12 % 0,14 %
Башкиры 148 0,07 % 959 0,20 % 575 0,16 % 0,17 % 363 0,11 % 0,12 %
Буряты 295 0,06 % 223 0,06 % 0,06 % 335 0,10 % 0,11 %
Удмурты 1242 0,56 % 989 0,21 % 503 0,14 % 0,14 % 307 0,10 % 0,10 %
Киргизы 199 0,04 % 63 0,02 % 0,02 % 264 0,08 % 0,09 %
Казахи 212 0,10 % 675 0,14 % 343 0,10 % 0,10 % 235 0,07 % 0,08 %
Осетины 698 0,15 % 286 0,08 % 0,08 % 225 0,07 % 0,08 %
Марийцы 164 0,07 % 471 0,10 % 307 0,09 % 0,09 % 222 0,07 % 0,08 %
Таджики 212 0,04 % 141 0,04 % 0,04 % 194 0,06 % 0,07 %
Лезгины 161 0,03 % 160 0,04 % 0,05 % 186 0,06 % 0,06 %
Поляки 267 0,12 % 471 0,10 % 277 0,08 % 0,08 % 153 0,05 % 0,05 %
Грузины 442 0,09 % 266 0,07 % 0,08 % 149 0,05 % 0,05 %
Якуты 75 0,02 % 92 0,03 % 0,03 % 142 0,04 % 0,05 %
Аварцы 108 0,02 % 131 0,04 % 0,04 % 120 0,04 % 0,04 %
Евреи 1065 0,48 % 711 0,15 % 248 0,07 % 0,07 % 112 0,03 % 0,04 %
Езиды 26 0,01 % 0,01 % 97 0,03 % 0,03 %
Айны 94 0,03 % 0,03 %
другие 1262 0,57 % 3106 0,66 % 2151 0,60 % 0,62 % 1678 0,52 % 0,57 %
указали национальность 220752 100,00 % 471924 100,00 % 347199 97,40 % 100,00 % 293995 91,28 % 100,00 %
не указали национальность 1 0,00 % 8 0,00 % 11602 3,23 % 28084 8,72 %

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Петропавловск-Камчатский Елизово Вилючинск Мильково Ключи Усть-Камчатск Палана Усть-Камчатск Коряки Оссора Усть-Большерецк Эссо Соболево Озерновский Октябрьский Тиличики Козыревск Апача Тигиль Никольское Каменское Атласово Седанка Усть-Хайрюзово Ачайваям Хаилино Анавгай Манилы Населенные пункты Камчатского края

Примечания

  1. 1 2 Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год). Проверено 18 марта 2015. Архивировано из первоисточника 18 марта 2015.
  2. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год)
  3. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Проверено 10 октября 2013. Архивировано из первоисточника 10 октября 2013.
  4. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность наличного населения городов, поселков городского типа, районов и районных центров СССР по данным переписи на 15 января 1970 года по республикам, краям и областям. Проверено 14 октября 2013. Архивировано из первоисточника 14 октября 2013.
  5. Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  6. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2010 года
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  9. Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских и сельских населённых пунктов
  10. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  11. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. - М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. - 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  12. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2014 года. Проверено 13 апреля 2014. Архивировано из первоисточника 13 апреля 2014.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  14. 1 2 3 4
  15. 1 2 3 4
  16. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  17. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  18. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  19. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  20. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  21. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  22. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  23. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  24. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  25. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  26. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  27. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  28. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  29. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  30. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет, год, значение показателя за год, все население, оба пола
  31. 1 2 3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  32. Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств
  33. Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года
  34. Демоскоп. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по регионам России: Камчатская область
  35. Демоскоп. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам России: Камчатская область
  36. Всероссийская перепись населения 2002 года: Население по национальности и владению русским языком по субъектам РФ
  37. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  38. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.

население камчатского края латвии, население камчатского края на, население камчатского края россии, население камчатского краят

Население Камчатского края Информацию О

Полуостров Камчатка в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: , проживающие в северной и центральной частях полуострова; , населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); , которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; , в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); , проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

К концу XIX века основой хозяйства стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, катып , нипко , с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки.

Из ремесел, свойственных эвенам, известный этнограф отмечал кузнечество.

В качестве жилища использовали цилиндрическо-конические чумы, по устройству близкие к чукотско-корякской яранге. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход - тамбур.

В отличие от иных , эвены не практиковали широко ездового собаководства. Собак же использовали на охоте, причем старались каждую "натаскать" на одного зверя. В качестве средства передвижения использовали оленей. Для ездового оленеводства создали своеобразный вариант породы таежного оленя, известного под названием ламутского.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов, носили не "глухую", а распашную одежду. Полный мужской костюм состоял из короткой до колен оленьей дошки с несходящимися полами, штанов, передника-нагрудника, надевавшегося под дошку, наколенников, меховых чулок и камусных сапог с лахтачьими подошвами. Одежда расшивалась бисером.

Еще одна народность, проживающая на территории Камчатской области (в основном на острове Беринга) - . Необходимо отметить, что как цельный народ алеуты в основном проживают в США (на Алеутских островах, юго-западе полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островах).

Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10–12 тысяч лет назад.

Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты, рыболовства и оружие из камня, кости, дерева; обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно- и двухвесельные байдарки. также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире.

Отношения с русскими у коренных обитателей Алеутских островов складывались по-разному: были и дружественными, были и враждебными. В период первых контактов алеуты восприняли многие орудия труда как более совершенные - железный топор, долото, нож, пилу, а так называемый "алеутский" топорик был популярен у русских.

Традиционная одежда продолжала бытовать весь русский период (до продажи Аляски). Изменились отчасти лишь материалы: исчезли из обихода алеутов парки из меха котиков, большое распространение получили птичьи парки, кишечные камлейки, в том числе и наиболее прочные и дорогие - из сивучьих горл. Позже стали шить одежду традиционного покроя и из европейских тканей. Появились нововведения и в изготовлении обуви. Ее делали как из традиционных материалов (шкур лахтаков, сивучьих горл, кожи с ласт сивучей), так и из привозной кожи. Брюки шили из сивучьих горл и кишечных полос.

В конце русского периода, особенно в селениях при конторах Российско-Американской компании, стали повседневными и праздничными русская одежда и обувь, тогда как промысловая одежда оставалась прежней.

В повседневной жизни все чаще стали употребляться не бытовавшие ранее головные уборы (прежде алеуты надевали особые деревянные конические шапки только на промыслах в море, а празднично-обрядовыми были другие головные уборы) сначала из традиционных материалов (кожи, птичьих шкурок, кишок морских животных), но по образцу русских, а затем и привозные русские.

Особая этническая история Командорских островов началась свыше 160 лет тому назад с поселения на этих островах и обособления от остальных групп алеутов. Заселение ими необитаемых островов, открытых в 1741 году экипажем судна "Святой Петр" во главе с , связано с деятельностью Российско-Американской компании. После того как эта компания закончила свое существование в 1867 году и российские владения в Америке - Аляска с Алеутскими островами - были проданы США, Командорские острова остались в пределах России.

В первый период положение поселенцев Командорских островов было общим с положением остальных аборигенов Алеутских островов. Все алеуты были обязаны работать на промыслах и на заготовке для компании продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды.

Жилища представляли собой несколько видоизмененные традиционные полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром применяли сивучьи пузыри (желудки). В то же время вошли в быт металлические котлы, чайники и другая привозная посуда.

На острове Беринга широко вошли в обиход промышленников нарты с собачьей упряжкой, заимствованные на Камчатке, но несколько видоизмененные. Для хождения же зимой по горам (с острова Медного) прекрасно освоили лыжи, также камчатского типа, короткие и широкие, подбитые шкурой нерпы с шерстью (ворс препятствовал скольжению назад при подъеме на гору), и стали употреблять особые шесты с железными крючьями (для передвижения по оледеневшим склонам).

Но это характерно для более ранней истории , в наше время все более отчетливо проявляется тенденция к полной ассимиляции этой этнической группы. Численность их здесь в последнее время колеблется в пределах 300 человек: кто-то ежегодно уезжает, а кто-то возвращается. Около 200 алеутов живут на Камчатке и в самых разных районах нашей страны.

Несколько слов следует сказать о мифологии чукотско-камчатской группы народностей. Космологические концепции палеоазиатов представляют собой обычное деление на верхний (облачная земля), средний и нижний миры. Верхний мир населен верхним народом (чукотский чаргоррамнын ), к этим существам относятся: Творец, Рассвет, Зенит, Полдень, Полярная звезда и Кол, к которому, как олени, привязаны звезды и созвездия. В свою очередь, звезды и созвездия в их понимании представляются людьми.

Мифологической моделью мира также является и жилище, в особенности стоящий посреди него "столб-лестница", символизирующий связь верхнего и нижнего миров.

В и мифологии большую роль играют так называемые "облачные люди". По чукотским представлениям, на небе в некоторых местах обитают определенные категории мертвецов. Коряки считают, что после смерти человека одна из душ поднимается на небо, к верхнему существу, а другая (тень) отправляется в нижний мир.

Сравнительный анализ космогонических представлений, преданий и сказок о вороне в фольклоре Чукотско-Камчатского региона показывает, что центром наибольшего распространения вороньего цикла предстает не Чукотка, а именно Камчатка. Именно в и ительменском фольклоре возникли и развились совершенно уникальные представления о вороне Кутхе-Куйикинняку, воплотившем в себе черты культурного героя - Творца Вселенной и персонажа волшебно-мифических и животных сказок, в которых его героический образ принижается до образа комического, когда мудрый Творец превращается в шута, обманщика и обжору.

Представления народов севера Камчатки о рождении, болезни и смерти были тесно связаны с мировоззрениями на природу и человека. Как и другие народы, сохранявшие до недавнего времени анимистические представления во взглядах на природу, они считали всю окружающую природу одушевленной. Горы, камни, море, небесные светила и прочие элементы мертвой природы осознавались как живые организмы, действующие и мыслящие подобно людям.

Вселенную населяли различные существа, которые, в зависимости от их отношения к человеку, олицетворяли доброе и злое начала. Добрые, как правило, помогали людям, хотя, рассердившись на них по какому-либо поводу, могли причинить и вред, злые же посылали всевозможные болезни и даже смерть.

Несмотря на сверхъестественные способности перевоплощаться, воскрешать себя и других, быть невидимыми и тому подобное, как добрые, так и злые существа осознавались вполне материальными. Они чаще всего представлялись в антропоморфном виде, обитали в таких же жилищах, как и люди, среди сородичей, занимались охотой и рыбной ловлей, пастьбой оленей, имели своих детей и семьи.

Благожелательные существа помогали людям, но судьба последних в большей степени зависела от действия вредоносных существ (злых духов). По заключению С. Н. Стебницкого, злые духи играли основную роль, например, в религиозных верованиях и их культе.

Личные охранители имелись у каждого , и пр. Они нашивались на одежду маленьким детям, чтобы оградить их от злых духов, часто нападающих на детей во время сна.

Сведения о душе суммарны и отрывочны. Например, коряки полагали, что у человека имеется несколько душ. Одна - главная, или основная, другие души добавочные, или второстепенные, которые имели связь с понятиями "дыхание" и "тень". К сожалению, исследователям не удалось выяснить соотношение этих двух душ для человека.

Душа - жизненное начало. Она может покинуть человека временно, в период болезни или навсегда, вследствие смерти, и только шаман силой своего магического могущества мог вернуть душу на место, иногда даже после смерти человека, отняв ее у злых духов.

Вообще в мировоззрении народов севера Камчатки яркой нитью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.

Исследователи отмечают, что у и отсутствует четкое представление о естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешениях, о покойниках, действующих как живые.

"Паренцы, - пишет К. Бауэрман, - верят, что смерть - временное явление и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пынел-су )".

По материалам , коряки связывали смерть с состоянием главной души. Она или сама покидала тело, напуганная злыми духами, или же последние вытаскивали душу силой, чтобы, в свою очередь, поселиться в человека. И если шаман был не в силах вернуть душу, то главная душа покидала землю. В дальнейшем главная душа поднималась к Верховному существу, а покойник отправлялся к умершим предкам.

Таковы основные представления о душе и мире, характерные для народов Камчатки в недавнем прошлом и отчасти теперь, хотя вместе с постепенной утратой традиций предков уходят и верования.

Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения теперь известны очень небольшому кругу людей. Охотничьи и оленеводческие праздники знают многие. Жив еще кое-кто из шаманов.

В поле зрения исследователей теперь попадают в основном предметы и обстановка, предназначенные для обрядов, шаманские атрибуты. Все это в целом, наряду с привлечением отдельных материалов из фольклора, этнографии и археологии, дает возможность воссоздать и описать традиционную жизнь аборигенов Камчатского полуострова.

Публикуется с сокращениями
по сборнику "Камчатка (справочник туриста)"
(Петропавловск-Камчатский, 1994).

Разве бывает такое, чтобы целые народы могли затеряться во времени? Да, если вспомнить Северную Пацифику, невообразимую Берингию, вот только еще осталось на земле то, что способно их оживить. Это легенды, песни, обычаи, в которых красной нитью проходят таинственные сообщения о тех, кто жил по-особенному, кто думал иначе, кто знал великие Тайны...

Коренные народы Камчатки: кто это?

Ученые уже не первое десятилетие спорят по поводу того, кто именно из народностей поселился первым на территории побережья на севере Великого океана. Эта территория носит название - Северная Пацифика.

Для непросвещенного человека в этих народах нет никакой принципиальной разницы, ведь у них схожи и внешние черты, и культура, и образ жизни, и даже язык, плюс, поклонение великому Божеству, Ворону!

Так, в чем же разница, чем отличаются друг от друга коренные народы камчатки? Еще Георг Стеллер начал разработку данного вопроса, так как самым первым встретился в Америке с индейцами, попав туда прямиком из Камчатки. Там он и познакомился с ительменами, одним из древнейших народов на северотихоокеанском побережье. Его выводы были поразительными и сводились к тому, что есть много схожего с индейским образом жизни. Более того, Георг предполагал, что, возможно, это одно и то же племя!


Исследования продолжаются!

Феномен тогда так и не был разгадан, и в 60-х годах прошлого столетия ответы продолжал искать Николай Диков, проводящий раскопки, конечно, на Камчатке , находясь на берегу известного своей красотой Ушковского озера.

Ему-то и принадлежит открытие, без преувеличения, мирового масштаба. Ученый нашел древнее захоронение жителей, возрастом более 15 000 лет. Самое интересное, что сама манера этого захоронения коренным образом отличалась от той, которая была принята у камчатских народов. Сходство наблюдалось с племенами индейцев из Северной Америки. Они-то и посыпали охрой покойников перед преданием тела земле.

Таким образом, мы видим, что на этой части земли сокрыто множество тайн, которые еще предстоит разгадать!

Изучаем жителей Камчатки детально!

После ительменов, о которых уже шла речь выше, на эту землю пришли чукчи и коряки, которые также являются коренными жителями Камчатки. Существуют различные мнения, но ученые все-таки ближе к тому, что случилось это порядка 500-800 лет назад. Племена были вытеснены из Восточной Сибири иными палеоазиатами, настроенными воинственно.


Айны - это отдельная история, которая покрыта дымкой тайны, ведь никто не может доподлинно сказать, как и почему они появились тут, называя себя курильцами. Самое главное, что и язык у них весьма необычен. Только недавно стало понятно, что он схож с... языком одного из древних аборигенских племен в далекой Австралии!

Эти коренные жители Камчатки, к слову, жили и на территории Японских островов, а после оккупации ушли в поисках того места, которое бы приняло их, дало возможность почувствовать гармонию с этим миром. Русские землепроходцы называли айнов «мохнатыми» за их характерные бороды.

Коренные малочисленные народы севера Камчатки «под микроскопом»!

Итак, на данной земле, на Камчатке, проживали такие малочисленные народы, как:

  • Ительмены
  • Коряки
  • Чукчи
  • Алеуты
  • Курильцы, иначе их еще называют айнами
  • Эвены
  • Камчадалы

Их история заслуживает подробного изучения, и в рамках этой публикации мы рассмотрим некоторые племена более детально!

Да, история аборигенов строится на базе археологических данных и открытий, которые сложно назвать полными. Они получены в разное время разными исследователями, но «старт» интереса к Камчатке начался в XIX веке, а ведь заселена земля была - около 15 000 лет назад, так что, как уже было замечено выше, нас ждет впереди еще много открытий, или, наоборот, некоторые детали навсегда останутся тайной...


Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки. Они присутствовали в списке выше и подчеркнуты. Да, у коряков, эвенов, чукчей, ительменов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями.

Знакомство с коряками

Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. Если «копнуть» семантику названия народа, то, по мнению Крашенинникова и Стеллера, корни лежат в слове «хора», то есть «олень». Коряки сами себя так никогда не называют. Вообще тема названий очень интересна и глубока. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя нымыланами, что означает в переводе на русский язык - «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!


Коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.

Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.


Нымыланы же занимались, как правило, рыболовно-охотничьим типом хозяйства. Они делали специальные сети из крапивы и добывали в реках рыбу. Это тяжелый труд, так как, чтобы создать такую сеть, приходилось потратить порядка 2 лет, а служила она - только год. Выходил народ и в море на байдарках. Последние обтягивались шкурами. Охота велась на лахтака, нерпу, даже кита. Метался гарпун, а после киты добивались копьями, оснащенными наконечниками из камня. Охота была острой необходимостью, так как даже шкуры морских обитателей использовались не для «красоты», а для обтяжки лодок, пошива одежды и обуви, сумок и ремней.

Эти загадочные ительмены

Что касается ительменов, то название народа можно перевести, как «живущие здесь». Очень символично. Следует отметить и границы расселения, где южная - это мыс Лопатка, а северная - реки Тигиль и Ука.

В теплое время года ительмены проводили все время на воде. Они передвигались по рекам на изготовленных собственноручно из древесины тополя лодках-батах колодообразной формы. Занимались племена ловлей рыбы, опять же сетями из крапивы. Но также они и строили на реках ловушки.


Из-за того, что о запасах соли не могло быть и речи, то и заготовка ощутимых запасов рыбы не представлялась возможной. Посему охота на соболя, лису, медведя, баранов (горных) также была равнозначным рыболовному делу занятием. На побережьях охота велась на каланов, тюленей и другого морского зверя.

Интересно, что женщины-ительменки носили парики, а также самой почетной считалась та дама, у которой парик был самым роскошным. Молоденькие девушки традиционно заплетали свои черные волосы во множество тонких косичек, а сверху надевали особые «шапочки», также сплетенные из волос.


Об одежде народов Камчатки также можно рассказывать очень долго, так как у ительменов она была весьма и весьма своеобразной, сшитой из шкуры и кожи лисиц, соболей, собак, для украшения добавлялись опушки по вороту, рукавам, подолу.

Особенности эвенов!

Да, эвены, если сравнивать с другими камчатскими аборигенами, стоят несколько обособленно, а по своему происхождению - ближе к тунгусам.

Их предки пришли на Камчатку еще в XVII веке. Именно тогда они и оценили по достоинству возможности занятия оленеводством, изменив традиционной охоте. Русские называли эвенов, которые кочевали по Охотскому побережью, ламутами, что означает «живущие подле моря», пастухов - орочами (то есть опять же «оленные люди»). Впрочем, не только охота и оленеводство привлекали народ, так как «живущие подле моря» также вполне логично занимались и ловлей рыбы, и зверобойным промыслом в морских водах.


В почете у эвенов всегда было кузнечное дело, которое здесь развивалось, и среди представителей племени присутствовали настоящие мастера.

В качестве жилища у камчатских эвенов выступал чум циллиндрическо-конической формы. Больше он напоминает корякскую ярангу, если смотреть на устройство. Зимой же, чтобы сохранить в своем жилье тепло, к чуму они пристраивали специальный вход в виде туннеля.

К слову, только эвены не практиковали езды на собаках в отличие от своих «братьев», других коренных камчатских народов.

Ах, эти чукчи!

О чукчах знают все. Пожалуй, они являются самым известным народом, и отрицать сей факт невозможно. Это северные соседи коряков, которые для охоты активно использовали копья, гарпуны, луки и стрелы. Примечательно, что наконечники для орудий создавались из камня и кости животных.

Чукчи славились мастерством в плане добычи мелкой дичи и птицы, так как использовали для лучших результатов болу и пращу.

В качестве основного средства передвижения у чукчей традиционно использовались олени, но и собачьи упряжки оставались в чести, что сохранилось и по сей день.


Нельзя отрицать и то, что чукчи являются превосходными мореходами, на ура управляющимися с крупными байдарами на 30 человек. Паруса на них изготавливались из оленьей ровдуги, на борта же прикреплялись тюленьи шкуры, надувавшиеся воздухом.

С наступлением лета чукчи обязательно затевали промысловые экспедиции на Анадырь в целях плодотворной охоты. Были налажены торговые отношения с эскимосами.


В качестве резюме

Да, первобытное население Камчатки - это неотъемлемая честь природы. Эти люди жили в полной гармонии с ней, зная в совершенстве свой мир, используя его дары.

Очень многие тайны никогда не будут раскрыты, так как они канули в Лету вместе с народами, но еще есть возможность узнать то, что хранится бережно, что передается из поколения в поколение. Это и есть - история!

Туристу

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"

По сравнению с другими российскими регионами, Камчатка является одним из наименее населенных участков страны - на одного человека приходится около 16 км 2 территории. При этом почти 85% населения составляют городские жители, поэтому фактическая плотность живущих на полуострове людей еще ниже.

На Камчатке встречаются лица 176 национальностей, этнических групп и народностей. На первом месте находятся русские, на долю которых приходится около 252 тысяч человек, что соответствует 83% от всего населения. На втором месте по численности находятся украинцы, процент которых достигает 3,5%, а третье место досталось корякам - коренному населению полуострова. На их долю приходится немногим более 2% населения.

Число других национальностей и народностей, как коренных, так и переселенцев, проживающих на Камчатке, значительно скромнее. Доля каждой из этих национальностей не достигает даже 0,75% от общего числа жителей полуострова. К этим народностям относятся ительмены, татары, белорусы, также эвены, камчадалы, алеуты, корейцы и чукчи.


Количество людей, населяющих Камчатку, достигает 360 тысяч, большая часть которых проживает в Петропавловске-Камчатском. В основном люди расселены по побережью, что объясняется благоприятными условиями и рыбной специализацией полуострова. Так, коряки, в основном населяют северную и центральную часть региона, а ительмены занимают юго-западные районы полуострова. Эвены создали компактные группы и расселились на территории Олюторского, Быстринского и Пенжинского районов, алеуты проживают в Алеутском районе (остров Беринга), а чукчи населяют север полуострова в Пенжинском и Олюторском районах.

Общее число людей, представляющих эту народность близко к 8 000, из которых на Камчатке проживают около 6,6 тысяч человек. В большинстве своем эти люди населяют Корякский округ, Магаданскую область и Чукотский АО.

Коряки сейчас изъясняются на русском языке, однако их историческим языком считается корякский, составляющий ветвь чукотско-камчатской языковой семьи.

Представителей этой народности делят на две этнические группировки: тундровых и береговых коряков.


Тундровые коряки (их самоназвание звучит как чавчувены - т.е. оленеводы) ведут в тундре кочевой образ жизни, параллельно разводя оленей. Эти животные обеспечивали людей всем необходимым: мясом для еды, шкурами для изготовления одежды, а также для строительства яранг (переносных жилищ). Кости оленей у чавученов шли для орудий труда и предметов быта, а жир использовался для освещения яранг. Кроме того, именно при помощи оленей люди перемещались по тундре. Внутри народности имеется разделение на несколько субэтносов: паренцев, апукинцев, каменцев и интанцев.

Береговых коряков (самоназвание которых - намыланы) отличает оседлый образ жизни и занятие рыболовством. Для ловли рыбы намыланы использовали сети, изготовленные из волокон крапивы, в море ходили на байдарах, обтянутых шкурами животных. Родной язык этой народности - алюторский. Намыланы делятся на алюторцев, паланцев и карагинцев.


Коряки известны своими домашними промыслами: резали по кости, дереву, обрабатывали металлы, плели, вышивали бисером, изготавливали ковры из шкур оленей, занимались пошивом национальной одежды.

Верующие коряки в большинстве своем являются православными христианами, однако, с сильными остаточными пережитками шаманизма. Проживают эти люди в ярангах - особых переносных чумах.

Ительмены

Еще одна народность Камчатки, считающаяся коренной - это ительмены. Их общее число составляет около 3,2 тыс. человек, из которых 2,4 тыс. живут в Камчатском крае, а остальные населяют Магаданскую область. Наиболее плотно ительмены заселили Тигильский и Мильковский район Камчатского края, а также Петропавловск-Камчатский. Язык, на котором изъясняются представители этой народности - русский, однако традиционным наречием ительменов является ительменский, который на данный момент считается умирающим. Относится он к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи.


Что касается вероисповедания, то ительмены причисляются к православным христианам, но, также как и в случае с коряками, с сильными пережитками древних культур.

В древности ительмены селились преимущественно на побережьях рек, так как основным занятием представителей народности было рыболовство. Также ительмены много охотились на лисиц, медведей, соболей, горных баранов. Еще их добычей становились морские звери: каланы, сивучи, тюлени. На втором месте в деятельности ительменов была заготовка дикорастущих трав и кореньев. Жили эти люди в зимних и летних, а также во временных и постоянных жилищах.

Одежду ительмены шили из лисиц, соболей, евражек, собачьей кожи, снежных баранов. Предметы гардероба отличались наличием многочисленных кисточек, изготовленных из горностая, множеством опушек, расположенных по капюшону, вороту, рукавам и подолам.


Камчадалы

Еще один субэтнос Камчатки, считающийся коренным - камчадалы. Их считают ответвлением русской национальности, так как они являются потомками первейших русских переселенцев полуострова. Представителей этой народности насчитывается около 1,9 тыс. человек, 1,6 тыс. из которых населяют Камчатку, а около 300 человек проживают в Магаданской области.

Эта группа начала складываться в середине 18 века и становилась все больше и больше по мере заселения полуострова русскими переселенцами. Образ жизни и система хозяйства была перенята русскими от местных жителей.

Язык камчадалов гортанный, очень отличающийся от языка коряков. К середине 19 века камчадалы говорили на трех наречиях, одно из которых было распространено в долине реки Камчатка, а второе - в долинах двух рек (Быстрой и Большой), очень смешанное с русским языком. Третье, пенжинское наречие, считается наиболее чистым. Сейчас камчадалы говорят на русском языке, крещены и проживают в избах, похожих на русские.


Соседями коряков с северной стороны были чукчи или "оленные люди", часть которых переселилась на полуостров Камчатку. Чукчи охотились на водоплавающих птиц и дичь при помощи лука со стрелами. Также в их арсенале имелись гарпуны и копья. В качестве средства передвижения использовались не только олени, но и собачьи упряжки.

Чукчи отличаются прекрасными мореходными умениями, используя для перемещения по водоемам байдары на два-три десятка человек. Квадратные паруса, используемые во время дуновения попутного ветра, изготавливались из оленьей замши, а надутые воздухом шкуры тюленей давали судну большую устойчивость во время путешествий на волнах.


В летние месяцы чукчи ездили в промысловые экспедиции для охоты на реку Анадырь, осуществляли торговлю с эскимосами.

Эта малочисленная народность именовалась ламутами, а самоназвание этноса "эвын", то есть местный житель, и легло в основу названия нации. Эвены населяют территорию Тигильского и Быстринского районов Камчатской области, говорят на эвенском языке, а по культуре и происхождению особенно близки к эвенкам.

Жили эвены в чумах коническо-цилиндрической формы, напоминающих яранки коряков. Зимой для дополнительного сохранения тепла чум дополняли входом в виде туннеля - тамбуром.

Что касается одежды, то эвены носили распашные наряды, а не глухие, как у коряков, ительменов и чукчей. Собак эвены использовали зачастую не для езды, а для охоты, причем, "натаскивали" каждую особь на определенного зверя. А для перемещения представители этой народности использовали оленей и даже вывели особую породу животного для езды - ламутскую.


Береговые эвены, помимо охоты и оленеводства, морским зверобойным промыслом и рыболовством, занимались кузнечным делом.

Алеуты - народность, также населяющая территорию Камчатской области, в частности остров Беринга. Самоназвание этой этнической группы - "унанган", что означает "прибрежные жители", а название "алеуты" было дано им русскими.

Основными занятиями алеутов была охота на морских котиков, каланов, сивучей, а также рыболовство. Алеуты занимались собирательством, изготавливали орудия из кости, дерева, а также заготавливали на зиму птичьи яйца, используя для этого сивучий жир.


По острову Беринга эти люди передвигались на нартах с запряженными собаками, а на острове Медном для зимнего времени использовались широкие и короткие лыжи. Жили алеуты в полуподземных юртах.

Расовая принадлежность населения Камчатки

Ительменов и коряков этнологи относят к представителям малой арктической расы, которую по-другому именуют эскимосской и считают северной ветвью крупной монголоидной расы. Причем эта субраса по собственным антропологическим характеристикам более близка к тихоокеанским, а не к континентальным монголоидным.

Что касается камчадалов, то они относятся к смешанной расе с признаками как монголоидных, так и европеоидных особенностей. Камчадалы - это плод смешения древнего коренного населения Камчатки с русскими людьми, а тип их расы нередко называют уральским.


Изменение численности населения Камчатки

Последние сотни лет значительно повлияли на сокращение числа коренного населения. Это произошло по нескольким причинам:

  • Эпидемии, унесшие жизни огромного числа аборигенов;
  • Истребление местных жителей из-за проводимой колониальной политики;
  • Культурная ассимиляция, проходимая в более позднее время. Дело в том, что со временем стало немодно быть представителем коренной национальности, поэтому метисы предпочли считаться русскими.

Перспективы развития коренных народностей Камчатки очень неопределенные. Правительство РФ стало побуждать представителей этих этнических групп к самоопределению с целью подтверждения ительменской, корякской и камчадальской национальности, стимулируя людей несколькими видами льгот. Однако для распространения этих самобытных культур таких мероприятий мало, так как сейчас налицо все признаки их вымирания. К примеру, даже если число ительменов по сравнению с данными 1980 года увеличилось более чем в 2 раза, то количество представителей этой народности, говорящей на ительменском языке не достигает и сотни человек.


Для восстановления и последующего сохранения культуры малых народов, населяющих Камчатку, необходимы большие финансовые вложения, объем которых зависит от того, насколько население полуострова готово их освоить.

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"

Численность населения Камчатского края по состоянию на 01.01.2018 года составила 315,6 тысяч человек, увеличившись за год на 828 человек, произошло это впервые за последние 27 лет (с 1991 года). Но при этом, численность населения полуострова на данный момент равна численности, которая была зафиксирована в 1972 году, сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в Камчатстате.

По данным статистиков, увеличение численности населения на 66% обусловлено миграционным притоком, на 34% естественным приростом.

На данный момент доля городского населения Камчатки составляет 78,2%, сельского населения – 21,8%.

По состоянию на начало 2018 года в крае проживало 157,4 тысячи мужчин и 158,2 тысячи женщин (соответственно, 49,9% и 50,1% в общей численности населения), на каждую 1000 мужчин приходилось 1005 женщин (в 2016 году 1009 женщин).

Численность горожан на полуострове в 3,6 раза превышает сельское население, при этом более двух третей городского населения – это жители краевого центра (73,4%).

Удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) на 01.01.2018 года составил 18,8%, доля лиц пенсионного возраста – 20,6%, доля населения трудоспособного возраста - 60,6%. По сравнению с 1 января 2017 года численность молодежи и населения пенсионного возраста увеличилась, при этом население в трудоспособном возрасте каждый год уменьшается.

В последние годы наблюдается большая диспропорция между работающим населением и иждивенцами, то есть растет демографическая нагрузка на работающих граждан – кто-то должен пополнять бюджет, кормить детей и стариков, обеспечивать государственные структуры страны. По состоянию на начало 2018 года на каждых 10 камчадалов трудоспособного возраста приходилось в среднем 7 иждивенцев (детей и пенсионеров), в среднем по России 8 человек.

В 2017 году в Камчатском крае родилось 3752 ребенка – это на 305 малышей меньше, чем в предыдущем году.

«Снижение рождаемости наблюдается в крае третий год - мы начинаем «пожинать плоды» демографического провала «девяностых», когда из-за разного рода социально-экономических и политических проблем рождаемость резко снизилась. Это привело к тому, что «детей девяностых» просто мало. Соответственно, значительно меньше мы сегодня имеем и женщин репродуктивного возраста», - сказали в Камчатстате.

В 2017 году в крае родились 58 двоен и одна тройня.

Число родившихся мальчиков превысило число родившихся девочек на 3,4%, составив 1907 и 1845 детей, соответственно (в 2016 году - на 7,6%, составив 2103 и 1954 ребенка, соответственно).

Естественную убыль населения Камчатка преодолела в 2011 году. Тем не менее, в течение последних пяти лет и абсолютные и относительные показатели естественного прироста имеют устойчивую тенденцию к снижению.

В 2017 году в крае продолжилось снижение общего коэффициента рождаемости. По сравнению в 2016 годом он снизился на 1,0 промилле, по сравнению с 2015 годом – на 1,2 промилле. В среднем по России коэффициент рождаемости составил в 2017 году 11,5 промилле.

Рождаемость имеет в районах края различную интенсивность. В шести муниципальных образованиях уровень рождаемости превышает среднекраевой, в остальных он ниже. Среди районов, где рождаемость выше краевой три из четырех районов Корякского округа. Максимальное значение зафиксировано в Пенжинском районе (21,3‰), самая негативная ситуация – в Алеутском районе (7,1‰).

Также неравномерна рождаемость по месяцам в течение года. В 2017 году чаще всего мальчики рождались в январе, а реже всего в феврале. Девочки чаще появлялись на свет в августе, а реже всего в декабре.

В 2017 году самой молодой маме на Камчатке было 14 лет, а самой взрослой - 48 лет.

На Камчатке коэффициент смертности в течение последних семи лет держится на уровне ниже среднероссийского. В 2017 году общее число умерших в Камчатском крае составило 3468 человек, что ниже данных 2016 года на 4,7%.

Горожан умерло в 2,8 раза больше, чем сельских жителей, мужчин на треть больше, чем женщин.

Коэффициент смертности в Камчатском крае в 2017 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,5 промилле.

Самые высокие показатели уровня смертности по районам края зарегистрированы в Олюторском (20,2 случая на 1000 населения), в Быстринском (17,7 случая) и Карагинском (15,6 случая) районах края. Самый низкий уровень смертности зафиксирован в Соболевском районе – 9,6 человека на 1000 населения.

По сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшилась смертность среди населения в возрасте моложе трудоспособного (с 54 человек в 2016 году до 39 человек в 2017) и в трудоспособном возрасте (с 1301 человека до 1105 человек), но при этом увеличилась смертность в возрасте старше трудоспособного (с 2284 человек до 2321 человека).

Более половины смертей жителей Камчатского края обусловлены болезнями системы кровообращения – 52,4% от всех умерших (в 2016 году - 51,1%).

Второе место стабильно удерживают смерти от новообразований - 15,6% всех умерших в 2017 году (в 2016 году - 15,8%). На 100 тысяч камчатских жителей при-шлись 172 смерти от различных опухолей (в среднем по России - 200).

На третьем месте – смертность от внешних причин. От них в 2017 году погибли 387 человек или 11,2% от всех умерших (в 2016 году - 420 человек или 11,5%). Среди скончавшихся за год в крае каждый девятый погиб от внешних причин. В 2017 году на каждые 100 тысяч жителей края пришлось 123 случая неестественной смерти (в сред-нем по России – 104).

В целом эти три основных класса причин смерти обусловливают более 79,2% смертей на полуострове.

Демографические перспективы Камчатки, по прогнозным оценкам Федеральной службы государственной статистики (средний вариант), рассчитанным от итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, стали более утешительными, но не по всем показателям.

Общая численность населения будет продолжать снижаться. К 2036 году численность населения Камчатского края снизится до 306 тыс. человек.

Горожан станет 263 тыс. человек (увеличение на 1,6 тыс. человек), на селе она снизится до 43 тыс. человек (минус 2,6 тыс. человек).

Согласно прогнозу мужчины опять будут доминировать в численности, и на 1000 мужчин будет приходиться 991 женщина.

При сохранении современных социально-экономических условий в крае коэффициент рождаемости сократится с 11,9 промилле в 2017 году до 10,3 промилле в 2035 году, но сократится и коэффициент смертности – с 11,0 промилле до 9,6 промилле и естественный прирост станет положительным (+0,7 промилле). Суммарный коэффициент поднимется до 1,909.

Коэффициент демографической нагрузки поднимется до 680 человек (+42 человека).

Фото из открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!