Памятник петру 1 когда был установлен. Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник". Создание памятника «Медный всадник»

Каждый петербургский памятник Петру интересен по-своему: один – историей, другой – местом установки. Бюст Петра I на Охте поставлен на особом, можно сказать, знаковом месте. Здесь располагались первые поселения плотников и корабелов, которых царь перевел из северных губерний (главным образом из нынешних Архангельской, Вологодской, Костромской и Ярославской областей). По преданию, большую часть работников поселили на правом берегу Охты, меньшую – на левом. Так появились названия поселений – Большая и Малая Охта. Большая Охта – от сада «Нева» до Красногвардейской площади, Малая – от Красногвардейской площади до Соединительной линии железной дороги (между Гранитной и Зольной улицами), по которой проходит граница с Невским районом.

Памятник Петру Великому на Большой Охте интересен еще и тем, что за свою более чем 100-летнюю историю он устанавливался дважды. В первый раз – к 190-летию Охтинских поселений. Торжественное открытие монумента, созданного по инициативе Охтинского пригородного общества, состоялось 25 сентября 1911 года. Первоначально памятник был расположен в сквере особо почитаемой церкви Сошествия Святого Духа. Этот храм стоял в створе современного Большеохтинского проспекта (его снесли, когда прокладывали эту трассу). Недалеко от церкви, в здании на углу Конторской улицы, размещались контора Охтинского пригородного общества (отчего улица и получила свое название) и пожарная часть, – это был административный центр Охты.

За работу над бюстом основателя Санкт-Петербурга и Охтинских переведенских слобод взялся известный скульптор Илья Яковлевич Гинцбург. На изготовление и установку памятника пошли пожертвования именитых охтинских граждан и взнос Охтинского пригородного общества. Бронзовый бюст и гранитный постамент изготовили на заводе В. В. Гаврилова.

Монумент представлял императора с непокрытой головой, в мундире, с Андреевской лентой через плечо. На гранитном постаменте была высечена надпись – «Петру 1-му благодарные охтяне». Но памятник простоял недолго: в 1919 году, как говорят, его сбросили в Неву «революционные массы», а в 1920-е сгинул и опустевший постамент.

Вторично бронзовый бюст Петра I был установлен на Большой Охте в мае 2003 года, в рамках юбилейных торжеств по случаю 300-летия города на Неве. Инициатива его воссоздания принадлежит школьникам Красногвардейского района; посредниками и активными участниками движения за восстановление памятника выступили читатели библиотеки «Охтинская», члены Клуба любителей истории Охты (КЛИО). Монумент возродили при поддержке Муниципального совета МО Большая Охта. Эту работу (по архивным материалам) выполнили скульптор В. И. Обухов (Винниченко) и архитекторы А. И. Пивторак и Е. Ю. Горобцова. Правда, бюст получился не совсем идентичным, что легко выяснить, сравнив его со старыми фотографиями.

→Медный всадник

Медный всадник

Памятник Петру Первому "Медный всадник" на СПб.

Памятник Петру I "Медный всадник" воздвигнут по приказу Екатерины II в 1782 году по модели скульптора Э. Фальконе. Скульптора рекомендовал Дени Дидро. Скульптор приехал в Санкт-Петербург в 1766 году в сопровождении своей талантливой ученицы Мари-Анн Колло. Именно она выполнила голову Петра для этого памятника, отразив все своеобразие и сложность характера императора. Фальконе постоянно подчеркивал равноправное участие своей ученицы в работе.

К сожалению, Фальконе не дождался окончания работ и открытия памятника и из-за придворных интриг был вынужден покинуть город.

Предельная простота и строгость в сочетании с необыкновенной выразительностью и динамичностью делают этот монумент таким запоминающимся.

Статуя была отлита из бронзы (176 тонн бронзы и 4 тонны железа) и установлена на огромном гранитном монолите весом 1600 тонн, которому была придана форма волны, что символизировало стремления Петра I возвысить Россию как морскую державу, вывести ее из пучины невежества. Вздыбленный конь, которым, тем не менее твердо управляет царь, отражал характер и непокорность народа. А змея под копытами олицетворяла врагов петровских реформ (кроме того, это искусно выполненная третья точка опоры памятника).

Это был первый памятник, установленный на городской площади Санкт-Петербурга. Имелся еще один готовый памятник Петру I , выполненный Растрелли, который хранился скрытый от глаз до 1800 года.

Изначально в 1762 году на Сенатской площади предложили возвести памятник Екатерине II , но императрица решила поставить монумент основателю города - Петру I - к 100-летию его восшествия на престол.

Лаконичная надпись на памятнике "Петру I Екатерина II ", согласно преданиям, была предложена самой императрицей. Таким образом она, идейная и духовная последовательница Петра Великого подчеркивала, что "вторая" она не после безродной Екатерины Первой, а "вторая" после великого реформатора Петра I .

В день открытия памятника (7 августа 1782 года) императрица Екатерина II была неимоверно щедра и одних осыпала милостями и наградами, другим простила их провинности... Одним из прощенных императрицей в тот день был несостоятельный должник археограф И.И. Голиков. Согласно преданию, получив свободу он пришел к памятнику Петру Великому, упал перед ним на колени и в благодарность за свое помилование дал клятву посвятить остаток своей жизни изучению и написанию истории "деяний Петра". Он прожил до 1801 года и успел написать и опубликовать 30 томов "Деяний Петра Великого".

Адрес : Сенатская площадь (площадь Декабристов)

Сохранилось предание, будто в 1812 году, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти статую Петра I в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин увидел сон, что стоит он на Сенатской площади у памятника Петру I и видит, что всадник вдруг съезжает с пьедестала и направляется к дворцу Александра I . Озабоченный император выходит к нему, и Петр говорит ему следующее: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, городу моему нечего опасаться!". Батурин якобы добился приема у князя Голицына, которому пересказал свой сон и просил передать его царю. Согласно легенде, Александр отменил свое решение об эвакуации и статуя осталась на месте. И никогда сапог вражеского солдата не коснулся петербургской земли.

Во время Великой Отечественной войны "Медный всадник" был обложен мешками с песком и обшит деревянными листами.

В истории Императорской России только два монарха заслужили титулы "Великих" - Петр Первый и Екатерина Вторая. Именно они сумели вывести страну на новые высоты, расширить ее границы и изменить жизнь русского народа. И на этом памятнике их имена стоят рядом: "Петру Первому Екатерина Вторая. Лета 1782" - гласит надпись на русском и латинском языках. Создал шедевр французский ваятель Этьен Фальконе, его ученица Мари-Анн Колло вдохновенно трудилась над ликом Петра. Немецкий архитектор Георг Фельтен мастерски выбрал место для установки монумента. Русский крестьянин Семен Вишняков отыскал в болотистой земле Лахтинских лесов неподъемную глыбу. Огромную змею вылепил Федор Гордеев. Работая вместе, русские и иностранные мастера возвели чудо-памятник с легкой руки А.С. Пушкина получивший название "Медный всадник" и ставший одним из высших достижений европейского искусства 18 века.

Во многих городах России можно найти памятники и скульптуры, посвященные известным людям нашей страны, которые не только, например, посещали тот или иной город, но и оказали большое влияние на его развитие. Одним из таких людей для Липецка стал Петр I. Именно благодаря ему в городе появились чугуноплавильные и железоделательные заводы, на которых, в том числе, изготавливались пушки. С их помощью были разгромлены шведы под Полтавой. Кроме этого, Петром были открыты минеральные источники, и с тех пор Липецк стал одним из самых старейших курортов нашей страны.

Памятник Петру I в Липецке

Монумент в честь великого императора в Липецке появился в 1996 году. С появлением монумента площадь, на которой он был установлен, местными жителями стала называться Петровской. В 2003 году администрацией города было принято решение об официальном переименовании площади Карла Маркса в площадь Петра I. Сооружение самого памятника было произведено в самые короткие сроки. Авторами этой работы стали скульпторы Клыков В.М. и Вагнер А.Е., а архитектором являлся Сошников С.А.

Облицовка памятника выполнена из местного камня - доломита. Оливка самого памятника происходила также в городе на Новолипецком металлургическом комбинате. Статуя Петра имеет высоту 5,6 метра и вес около 27 тонн. Петр I представляется жителям и гостям города человеком, уверенным идущим шагом навстречу новом открытиям в городе и несущий свиток в руке. Колонну под памятником украшает российский герб и фигуры в виде русалок.

"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Одна из самых известных и популярных достопримечательностей Архангельска - это памятник императору Петру Первому. Любой житель нашей страны знает, как выглядит данная скульптура, хоть и не задумывается об этом. Все дело в том, что именно эта достопримечательность изображена на денежной купюре номиналом в 500 рублей. Чем еще знаменит памятник Петру 1 в Архангельске и когда он появился?

Описание достопримечательности

Знаменитая скульптура изображает российского императора в период Полтавского сражения. одет в мундир офицера в одной руке он держит трость, а в другой - подзорную трубу. Автор скульптуры - М.М. Антокольский. Фирменный стиль мастера нетрудно заметить в стремлении проработать каждую деталь и придать ей максимальное историческое соответствие. Первое, чем удивляет памятник Петру 1 в Архангельске при осмотре вживую, - это его миниатюрность. Высота бронзового изваяния - всего 2,5 метра. Несмотря на свою известность и популярность, архангельская статуя является копией: первоначально такая же скульптура была установлена в городе Таганроге. Сегодня аналогичные изваяния (выполненные по тому же макету) стоят в Санкт-Петербурге, Петергофе, Шлиссельбурге. Также оригинальная гипсовая статуя, ставшая прототипом бронзовых изваяний и созданная лично Марком Антокольским в 1872 году, сегодня хранится в Третьяковской галерее.

Памятник Петру 1 в Архангельске: почему поставлен именно здесь?

Во время своего правления император не раз бывал в Архангельске. Именно здесь он впервые увидел море и задумался о необходимости создания государственного флота. Петр Первый лично заложил в этих краях корабль «Святой Павел», а позже приехал сюда в день его спуска. Благодаря личным распоряжениям государя, в Архангельске появились Соломбальская верфь и Переговоры об изготовлении скульптуры для города велись в мае 1909 года. Первым эту инициативу выдвинул И.В. Сосновский. В 1912 году отлитая в Париже статуя была перевезена на место установки. Постамент для нее изготовили монахи Соловецкого монастыря из серого гранита. Памятник Петру 1 в Архангельске был торжественно открыт 27 июня 1914. На постаменте были выгравированы четыре даты, первые три из которых увековечили дни посещения города самим императором, а четвертая - год открытия монумента.

Непростая судьба бронзового русского императора

Долго стоять на своем законном месте бронзовому Петру не довелось. В 1920 году изваяние было самым наглым образом сброшено с постамента местными сторонниками коммунизма как символ капиталистической власти. Последующие 13 лет скульптура одиноко лежала на берегу Северной Двины и возле «домика Петра». После этого ее перевезли в краеведческий музей города. На свое законное место памятник Петру 1 в Архангельске вернулся в 1948 году, где и находится до сих пор.

Памятник Петру Первому сегодня

Посмотреть одну из самых знаменитых достопримечательностей Архангельска можно по адресу: набережная Северной Двины, строение 82. При первоначальной установке памятник находился на открытой площадке и был виден издалека. Сегодня же вокруг статуи разбит небольшой сквер. Весной здесь пышно цветет сирень, а летом все утопает в зелени. Найти самостоятельно гостям города эту скульптуру может оказаться не так уж и просто. Не стоит стесняться попросить помощи у местных жителей. Ведь памятник Петру 1 в которого так удивительна и местами печальна, это не только самая известная в стране достопримечательность города, но и статуя, любимая многими горожанами. Обязательно найдите время для личного знакомства с бронзовым государем, если вам доведется побывать в Архангельске.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!