Рациональные числа, определение, примеры. Знаете ли вы, что значит "рациональный" и какие числа называются рациональными? Что значит вычислить наиболее рациональным способом

Нынешний уровень развития средств автоматизации вычислений создал у многих иллюзию о том, что развивать вычислительные навыки совсем не обязательно. Это сказалось на подготовленности школьников. При отсутствии калькулятора, даже несложные задачи вычислительного плана для многих становятся проблемой.

В то же время, экзаменационные задания и материалы по ЕГЭ содержат много задач, решение которых требует от испытуемых умений рациональной организации вычислений.

В этой статье рассмотрим некоторые способы оптимизации вычислений и их применение для задач конкурсного характера.

Наиболее часто способы оптимизации вычислений связаны с применением основных законов выполнения арифметических действий.

Например:

125 · 24 = 125 · 8 · 3 = 1000 · 3 = 3000; или

98 · 16(100 – 2) · 16 = 100 · 16 – 2 · 16 = 1600 – 32 = 1568 и т.д.

Другое направление – использование формул сокращённого умножения.

96 · 104 = (100 – 4) · (100 + 4) = 100 2 – 4 2 = 10000 – 16 = 9984; или

115 2 = (100 + 15) 2 = 10000 + 2 · 15 · 100 + 225 = 10525.

Интересным для вычислений является следующий пример.

Вычислить:

(197 · 203 + 298 · 302 + 13) / (1999 · 2001 + 2993 · 3007 + 50) =
= ((200 – 3) · (200 + 3) + (300 – 2) · (300 + 2) + 13) / ((2000 – 1) · (2000 + 1) + (3000 – 7) · (3000 + 7) + 50) =
= (200 2 – 3 2 + 300 2 – 2 2 + 13) / (2000 2 – 1 2 + 3000 2 – 7 2 – 50) =
= 130000 / 13000000 = 0,01

Это практически стандартные способы оптимизации вычислений. Иногда предлагаются и более экзотические. В качестве примера рассмотрим способ умножения двухзначных чисел, сумма единиц у которых равна 10.

54 · 26 = 50 · 30 + 4 · (26 – 50) = 1500 – 96 =1404 или

43 · 87 = 40 · 90 + 3 · (87 – 40) = 3600 + 141 = 3741.

Схему умножения можно понять из рисунка.

Откуда получается такая схема умножения?

Наши числа по условию имеют вид: M = 10m + n, K = 10k + (10 – n). Составим произведение:

M · K = (10m + n)(10k + (10 – n)) =
= 100mk + 100m – 10mn + 10nk + 10n – n 2 =
= m(k + 1) · 100 + n(10k + 10 – n) =
= (10m) · (10 · (k + 1)) + n · (K – 10m) и способ обоснован.

Можно привести множество хитроумных способов превращения достаточно сложных вычислений в устные задачи. Но нельзя думать, что всем необходимо запоминать эти и еще кучу других хитроумных способов упрощения вычислений. Важно лишь усвоить некоторые базовые из них. Разбор же других имеет смысл лишь для выработки навыков применения базовых способов. Именно их творческое применение и дает возможность достаточно быстро и правильно решать задачи вычислительного характера.

Иногда при решении примеров на вычисление удобно перейти от преобразования выражения с числами к преобразованию многочленов. Рассмотрим следующий пример.

Вычислить наиболее рациональным способом:

3 1 / 117 · 4 1 / 110 -1 110 / 117 · 5 118 / 119 - 5 / 119

Решение.

Пусть а = 1 / 117 и b = 1 / 119 . Тогда 3 1 / 117 = 3 + а, 4 1 / 119 = 4 + b, 1 116 / 117 = 2 – а, 5 118 / 119 = 6 – b.

Таким образом, заданное выражение можно записать в виде (3 + а) · (4 + b) – (2 – а) · (6 – b) – 5b.

Выполнив несложные преобразования многочлена, получим 10a или 10 / 117 .

Здесь мы получили, что значение нашего выражения не зависит от b. А это означает, что мы вычислили не только значение данного выражения, но и любого другого, полученного из (3 + а) · (4 + b) – (2 – а) · (6 – b) – 5b путем подстановки значений a и b. Если, к примеру, a = 5 / 329, то в ответе получим 50 / 329 , каким бы не было b.

Рассмотрим ещё один пример, решение которого с помощью калькулятора практически невозможно, а ответ довольно прост, если знаешь подход к решению примеров такого типа

Вычислить

1 / 6 · 7 1024 – (7 512 + 1) · (7 256 + 1) · (7 128 + 1) · (7 64 + 1) · (7 32 + 1) · (7 16 + 1) · (7 8 + 1) · (7 4 + 1) · (7 2 + 1) · (7 + 1)

Решение.

Преобразуем условие

1 / 6 · 7 1024 - 1 / 6 · (7 512 + 1) · (7 256 + 1) · (7 128 + 1) · (7 64 +1) · (7 32 + 1) · (7 16 + 1) · (7 8 + 1) · (7 4 + 1) · (7 2 + 1) · (7 + 1) · (7 – 1) =

1 / 6 · 7 1024 - 1 / 6 (7 512 + 1) · (7 256 + 1) · (7 128 + 1) · (7 64 + 1) · (7 32 + 1) · (7 16 + 1) · (7 8 + 1) · (7 4 + 1) · (7 2 + 1) · (7 2 – 1) =

1 / 6 · 7 1024 - 1 / 6 (7 512 + 1) · (7 256 + 1) · (7 128 + 1) · (7 64 + 1) · (7 32 + 1) · (7 16 + 1) · (7 8 + 1) · (7 4 + 1) · (7 4 – 1) =

1 / 6 · 7 1024 - 1 / 6 (7 512 + 1) · (7 256 + 1) · (7 128 + 1) · (7 64 + 1) · (7 32 + 1) · (7 16 + 1) · (7 8 + 1) · (7 8 – 1) =

1 / 6 · 7 1024 - 1 / 6 (7 512 + 1) · (7 256 +1) · (7 128 + 1) · (7 64 + 1) · (7 32 + 1) · (7 16 + 1) · (7 16 – 1) = … =

1 / 6 · 7 1024 - 1 / 6 (7 512 + 1) · (7 512 – 1) = 1 / 6 · 7 1024 - 1 / 6 · (7 1024 – 1) = 1 / 6

Рассмотрим один из примеров, ставший уже хрестоматийным в экзаменационных материалах за курс базовой школы.

Вычислить сумму:

1/2 + 1 / (2 · 3) + 1 / (3 · 4) + 1 / (4 · 5) + … + 1 / (120 · 121) =

= (1 – 1/2) + (1/2 – 1/3) + (1/3 – 1/4) + (1/4 – 1/5) + … + (1/120 – 1/121) =

= 1 – 1/121 = 120/121.

То есть решить данную задачу позволил способ замены каждой дроби разностью двух дробей. В сумме оказались пары противоположных чисел всем, кроме первого и последнего.

Но этот пример можно обобщить. Рассмотрим сумму:

k/(n · (n + k)) + k/((n + k) · (n + 2k)) + k/((n + 2k) · (n + 3k)) + … + k/((n + (m 1)k) · (n + mk))

Для нее справедливы все те же рассуждения, которые проведены в предыдущем примере. В самом деле:

1/n 1/(n + k) = k/(n · (n + k));

1/((n + k) 1/(n + 2k) = k/((n + k) · (n + 2k)) и т.д.

Тогда ответ построим по той же схеме: 1/n1/(n + mk) = mk/(n · (n + mk))

И еще о «длинных» суммах.

Сумму

Х = 1 + 1/2 + 1/4 + 1/8 + 1/16 + 1/32 + 1/64 + 1/128 + 1/256 + 1/512 + 1/1024

можно вычислить как сумму 11 членов геометрической прогрессии со знаменателем 1/2 и первым членом 1. Но эту же сумму может вычислить и ученик 5 класса, не имеющий представления о прогрессиях. Для этого достаточно удачно подобрать число, которое добавим до суммы Х. Таким числом здесь окажется 1/1024.

Вычислим

Х + 1 / 1024 = 1 + 1/2 + 1/4 + 1/8 + 1/16 + 1/32 + 1/64 + 1/128 + 1/256 + 1/512 + (1/1024 + 1/1024) =
= 1 + 1/2 + 1/4 + 1/8 + 1/16 + 1/32 + 1/64 + 1/128 + 1/256 + 1/512 + 1/512 =
=1 + 1/2 + 1/4 + 1/8 + 1/16 + 1/32 + 1/64 + 1/128 + 1/256 + 1/256 = … = 1 + 1/2 + 1/2 = 2.

Теперь очевидно, что Х = 2 1/1024 = 1 1023 / 1024 .

Второй способ не менее перспективен. С его помощью можно вычислить сумму:

S = 9 + 99 + 999 + 9999 + … + 99 999 999 999.

Здесь «удачное» число 11. Добавляя его к S и распределим равномерно между всеми 11 слагаемыми. Каждому из них тогда достанется по 1. Тогда имеем:

S + 11 = 9 + 1 + 99 + 1 + 999 + 1 + 9999 + 1 + … + 99 999 999 999 + 1 =
= 10 + 100 + 1000 + 10000 + ... + 100 000 000 000 = 111 111 111 110;

Следовательно, S = 111 111 111 110 11 = 111 111 111 099.

1 + 11 + 111 + 1111 + ... + 1 111 111 111?

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В далеком прошлом, когда еще не была придумана система исчисления, люди подсчитывали все на пальцах. С появлением арифметики и основ математики стало гораздо проще и практичнее вести учет товаров, продуктов, а также бытовых предметов. Однако как выглядит современная система исчисления: на какие виды делятся существующие числа и что значит "рациональный вид чисел"? Давайте разберемся.

Сколько разновидностей чисел существует в математике?

Само понятие "число" обозначает некую единицу любого предмета, которая характеризует его количественные, сравнительные или порядковые показатели. Для того чтобы правильно подсчитать количество определенных вещей или провести некие математические операции с числами (сложить, умножить и др.), в первую очередь следует ознакомиться с разновидностями этих самых чисел.

Итак, существующие числа можно разделить по следующим категориям:

  1. Натуральные - это те числа, которыми мы подсчитываем количество предметов (самое меньшее натуральное число равно 1, логично, что ряд натуральных чисел бесконечен, т. е. не существует наибольшего натурального числа). Множество натуральных чисел принято обозначать буквой N.
  2. Целые числа. К этому множеству относятся все при этом в него добавляются и отрицательные значения, включая число "ноль". Обозначение множества целых чисел записывают в виде латинской буквы Z.
  3. Рациональные числа - это те, которые мы мысленно можем преобразовать в дробь, числитель которой будет принадлежать множеству целых чисел, а знаменатель - натуральных. Чуть ниже мы разберем подробнее, что значит "рациональное число", и приведем несколько примеров.
  4. - множество, в которое входят все рациональные и Обозначается данное множество буквой R.
  5. Комплексные числа содержат в себе часть действительного и часть переменного числа. Используются в решении различных кубических уравнений, которые, в свою очередь, могут иметь в формулах под отрицательное выражение (i 2 = -1).

Что значит "рациональный": разбираем на примерах

Если рациональными считаются те числа, которые мы можем представить в виде обыкновенной дроби, то получается, что все положительные и отрицательные целые числа также входят в множество рациональных. Ведь любое целое число, например 3 или 15, можно представить в виде дроби, где в знаменателе будет единица.

Дроби: -9/3; 7/5, 6/55 - вот примеры рациональных чисел.

Что значит "рациональное выражение"?

Идем дальше. Мы уже разобрали, что значит рациональный вид чисел. Давайте теперь представим себе математическое выражение, которое состоит из суммы, разности, произведения или частного различных чисел и переменных. Вот пример: дробь, в числителе которой сумма двух или нескольких целых чисел, а знаменатель содержит в себе как целое число, так и некую переменную. Именно такое выражение и называют рациональным. Исходя из правила "на ноль делить нельзя" можно догадаться, что значение данной переменной не может быть таковым, чтобы значение знаменателя обращалось в ноль. Поэтому при решении рационального выражения следует сначала определить область значения переменной. Например, если в знаменателе следующее выражение: x+5-2, то получается, что "x" не может быть равен -3. Ведь в таком случает все выражение превращается в ноль, поэтому при решении необходимо исключить целое число -3 для данной переменной.

Как правильно решать рациональные уравнения?

Рациональные выражения могут содержать в себе довольно-таки большое количество чисел и даже 2 переменные, поэтому порой их решение становится затруднительным. Для облегчения решения такого выражения рекомендуется произвести некие операции рациональным путем. Итак, что значит "рациональным способом" и какие правила необходимо применять при решении?

  1. Первый вид, когда достаточно всего лишь упростить выражение. Для этого можно прибегнуть к операции сокращения числителя и знаменателя до несокращаемой величины. Например, если в числителе имеется выражение 18x, а в знаменателе 9х, то, сокращая оба показателя на 9x, получаем просто целое число, равное 2.
  2. Второй способ практичен тогда, когда в числителе имеем одночлен, а в знаменателе - многочлен. Разберем на примере: в числителе имеем 5x, а в знаменателе - 5x + 20x 2 . В таком случае лучше всего вынести переменную в знаменателе за скобки, получим следующий вид знаменателя: 5x(1+4x). А теперь можно воспользоваться первым правилом и упростить выражение, сократив 5x в числителе и в знаменателе. В итоге получим дробь вида 1/1+4x.

Какие действия можно выполнять с рациональными числами?

Множество рациональных чисел имеет ряд своих особенностей. Многие из них весьма схожи с характеристикой, присутствующей у целых и натуральных чисел, ввиду того что последние всегда входят в множество рациональных. Вот несколько свойств рациональных чисел, зная которые, можно с легкостью решить любое рациональное выражение.

  1. Свойство коммутативности позволяет суммировать два или несколько чисел, вне зависимости от их очередности. Проще говоря, от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
  2. Свойство дистрибутивности позволяет решать задачи с помощью распределительного закона.
  3. И, наконец, операции сложения и вычитания.

Даже школьники знают, что значит "рациональный вид чисел" и каким образом решать задачи на основе таких выражений, поэтому взрослому образованному человеку просто необходимо вспомнить хотя бы азы множества рациональных чисел.

Характеристика класса

5 “А” класс – неоднородный по составу, часть детей довольно сильные по знаниям, но выделяются и слабые. В общем, класс энергичный, учащиеся с интересом и с готовностью подхватывают начинания учителя.

Тема: Рациональные способы вычисления (урок является итоговым занятием, проводится после темы: “упрощение выражений” во II четверти, ? 3)

Тип урока: обобщение материала

а) образовательные

  • повторить свойства сложения, вычитания, умножение натуральных чисел
  • закрепит теорию знаний на практике
  • показать преимущество рациональных способов выполнения заданий, т. е. показать, что создание данного проекта нужно и значимо для самих детей
  • совершенствовать навык применения способов на практике;

б) развивающее

  • развивать умение делать выводы, систематизировать материал, сопоставлять способы с конкретным зданием, четко формулировать мысли
  • развивать умение проводить рефлексию своей познавательной деятельности
  • формировать творческое сознание, подлинную увлеченность делом;

в) воспитательные

  • воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение слушать друг друга, уважать мнение другого, но и уметь доказывать свое.

Оборудование: магнитная доска и магниты, фломастеры, листья дерева (альбомные листы) , картинки кот Матроскин и Шарик, экран для слайдов.

Этап урока, время Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
I

Орг. Мо-мент

Настройка доброжелательности отношений - Здравствуйте, ребята!

Проверьте все ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь друг другу, а теперь улыбнитесь мне! Я вижу у вас хорошее настроение можно начинать урок!

- улыбаются

Всеобщее оживление

- на экране 1 слайд с текстом “Улыбни-тесь”
II

Актуализация знаний

Заинтриго-вать детей

Ненавязчиво подвести к теме урока

Подвести итог этапа

- Ребята, вместе с нами сегодня будут работать кот Матроскин и Шарик.

Дети, нужно решить 2 примера, по просьбе Шарика решаем весь урок!

(прохожу по рядам, смотрю решение)

Да ты что? (удивленно!)

Вот молодец! Прошла всего одна минута!

Давайте посмотрим, как эти примеры решили кот Матроскин и Шарик.

Так решил кот Матроскин, а Шарик затрудняется.

А как вы решили? Кто по другому?

Кот Матроскин интересуется, а чем хорош этот способ, почему именно его применили?

Этот способ и есть свойство!

А как читается это свойство!

Уточните относительно чего?

Давайте еще раз скажем, что позволяет нам это свойство

- ура! (возгласы с места)

(кто-то умножает в столбик!)

Я уже решил!

Ответы ребят

Позволяет решать:

Быстрее,

Удобнее,

Легче, проще,

Экономит время

Распределенный закон

Сложения, вычитания

Упрощать выражения

Быстрее решать

Легче, проще

- рисунок кота Матрос-кина и Шарика на доске

На доске 69*27+31*27=22*87-102*87=

(в столбик)

3) 27*(69+31) =2700

На экране 2 слайд

III

Вве-дение ново-го поня-тия

Ввести новое понятие - Все эти слова можно заменить словом: рациональное, где в обыденной жизни слышали это слово? - по телевизору, на заводах

рационали-заторы, рациональное питание

3 слайд
IV

Опре-деле-ние темы

Определить тему - Ребята! Шарик этим же способом пытается решить другой пример! Предлагаю ему помочь

Как назвать это свойство?

Это рациональный способ?

Мы только эти два способа знаем?

Хорошо, давайте сформулируем тему, а затем перечислим какие еще свойства мы знаем.

Какова тема урока? Ваши предположения.

С каким, словом тема будет связана?

Обобщим! Что получилось?

- (уч-ся решают) (есть рисунок решения)

Тем же способом не решить

Сочетатель-ное свойство умножения

Позволяет решать легче, быстрее, проще.

Нет еще знаем способы!

К слову “способ” можно добавить “какой”

Способы вычисления!

Рациональ-ные

Рациональ-ные способы вычислений.

На доске

Тема урока

V

Целе-поло-гание

Постановка целей урока - Ребята! Если заменить слово “способ! На “способы” на “способы” можно ли будет применять эти же понятия: “легче, быстрее, проще”?

Что еще можно будет сказать о способах?

Покажем это все на слайде

Что вы заметили особого в схеме?

Так какие цели каждый ставит на уроке?

Давайте обобщим:

Вспомнить, какие способы знаем, и упорядочить эти способы

Вспомнить приемы упрощения выражений

Закрепить их применение на практике

Научиться сопоставлять способ с конкретным примером

Это и есть цели или идеи нашего урока

- да! И заменим “какой” на слово “какие”!

Где их применяют!

Слово “какие” с “?”

Вспомнить какие способы знаем, какие свойства, правила

Узнать может быть новые способы.

- (вместе с учащимися)

6 слайд
VI

Сис-тема-тиза-ция зна-ний

а) пос-танов-ка цели этапа 0. 5 мин

б) инди-видуальная работа 1. 5 мин

в) рабо-та в па-рах

г) групповая работа

Создание проекта

Самостоятельность выполнения

Проговорить свои записи

Поиск общего решения, выводы

- Ребята! Сегодня мы должны создать проект, в котором будут записаны известные вам способы (не меньше 8) и все что мы знаем о способах.

Проект будет в виде дерева, к которому будем прикреплять листья.

У Шарика появилось предположение: самостоятельно 2 минуты подумать, вспомнить способы упрощения выражений. Поддержим идею?

Работаем в парах

А теперь рассаживаемся по группам(4 человека) , Шарик с котом Матроскиным будут работать в паре. Обсуждаете ваши размышления, решения.

У вас на партах лежат листочки, на каждом из них запишите по одному способу, затем мы их прикрепим к дереву

Конечно, с примерами даже нагляднее будет

Выбирайте, кто будет отвечать

- как будет выглядеть этот проект?

(ученики самостоя-тельно работают, делают записи)

- (озвучи-вают)

(каждый ученик проговаривает свою мысль)

(представи-тель группы записывает способы, остальные комменти-руют)

Можно с примерами?

Группы террито-риально-обособле-ны
VII

Физ-куль-тур-ная ми-нутка

Отдых учащихся

“Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел”

Проводит один из детей 8 слайд:

“веселые картинки”

VIII

Защи-та проек-та

Обобщить работу всех групп - приглашаются представители каждой группы. . . (учитель направляет работу)

Вот такое у нас получилось дерево, а сейчас посмотрим схему, которую сделал кот Матроскин, после того как послушал ваши выступления

Фразы учащихся:

Я согласен с Петей …

Наша группа хочет еще добавить…

Можно еще в буквенном виде

На доске:

Ствол дерева, дети крепят на магнитной доске магнитом листья (одинаковые ответы под один магнит)

В Приложении 1 представлена схема проекта.

IX

Тестирование

Проверить на практике применение способов - Ребята! Мы вспомнили теорию, а теперь проверим, как вы будете применять свои знания на практике

А теперь поменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте его работу. Нормы оценок:

Нет ошибок: “5”

2 ошибки: “4”

3 ошибки: “3”

а если больше 3-х, то вам необходимо потренироваться

Что может быть причиной?

(уч-ся решают) На доске слайд 10
Тест
В-I B-2
1) Выполнить удобным способом
а) (30-4) *5=

б) 85*137-75*137=

г) 25*296*4=

д) 633-(163+387) =

а) 7*(60-3) =

б) 78*214-78*204=

г) 4*268*25=

д) (964+27) -464=

2) Решить уравнение
х+3х+х=30 х+5х+х=98
(оценивают друг друга)

Я не успел

Решал не используя способы, выполняя столбики

На экране слайд 11 с решением
X

Подведение итогов

2мин (сам)

2мин (озвуч)

Прорефлекси-ровать свою работу - что помнил?

Что вспомнил?

Что нового узнал?

Что закрепил?

Какой вывод для себя сделал?

Молодцы ребята! И кот Матроскин многие способы вспомнил, а вот у Шарика мысли перепутались, давайте еще раз повторим все способы

- закрепил применение свойств при решении

Научился сопоставлять свойство с конкретным примером

Вспомнил что свойство записывается с помощью переменных

Узнал что такое “рациональность”

Понял что к каждому примеру свой подход

Понял что законы работают в обе строки

Понял, что рац. способы самые удобные способы

Еще эти способы позволяют экономить время, упрощать решение и себе жизнь

Понял, что способы позволяют решать устно, без столбиков

XI Дать указание к д/з - Ребята! 1. поговорите, дома с родными, знакомыми, может они знают еще какие либо способы

2. сделайте проект, со своими примерами, можно в виде облаков, цветов и т. д. , можно с помощью компьютера

3. показать младшим сестрам, братьям для заинтересованности их математикой

4. сделать отчет о проекте по памятке

- памятка расположе-на стенде
XII

Заключение

- кот Матроскин и Шарик говорят вам “спасибо” и прощаются с вами ребята! Я тоже говорю вам “молодцы - за урок” и до свидания Слайд12

Текст “Молодцы”

В данном уроке рассматривается сложение и вычитание рациональных чисел. Тема относится к категории сложных. Здесь необходимо использовать весь арсенал полученных ранее знаний.

Правила сложения и вычитания целых чисел справедливы и для рациональных чисел. Напомним, что рациональными называют числа, которые могут быть представлены в виде дроби , где a – это числитель дроби, b – знаменатель дроби. При этом, b не должно быть нулём.

В данном уроке дроби и смешанные числа мы всё чаще будем называть одним общим словосочетанием — рациональные числа .

Навигация по уроку:

Пример 1. Найти значение выражения:

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что плюс который дан в выражении, является знаком операции и не относится к дроби . У этой дроби свой знак плюса, который невидим по причине того, что его не записывают. Но мы запишем его для наглядности:

Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Чтобы сложить рациональные числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль, и перед полученным ответом поставить знак того рационального числа, модуль которого больше. А чтобы понять какой модуль больше, а какой меньше, нужно суметь сравнить модули этих дробей до их вычисления:

Модуль рационального числа больше, чем модуль рационального числа . Поэтому мы из вычли . Получили ответ . Затем сократив эту дробь на 2, получили окончательный ответ .

Некоторые примитивные действия, такие как: заключение чисел в скобки и проставление модулей, можно пропустить. Данный пример вполне можно записать покороче:

Пример 2. Найти значение выражения:

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что минус, стоящий между рациональными числами и является знаком операции и не относится к дроби . У этой дроби свой знак плюса, который невидим по причине того, что его не записывают. Но мы запишем его для наглядности:

Заменим вычитание сложением. Напомним, что для этого нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому:

Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Чтобы сложить отрицательные рациональные числа, нужно сложить их модули и перед полученным ответом поставить минус:

Примечание. Заключать в скобки каждое рациональное число вовсе необязательно. Делается это для удобства, чтобы хорошо видеть какие знаки имеют рациональные числа.

Пример 3. Найти значение выражения:

В этом выражении у дробей разные знаменатели. Чтобы облегчить себе задачу, приведём эти дроби к общему знаменателю. Не будем подробно останавливаться на том, как это сделать. Если испытываете трудности, обязательно повторите урок .

После приведения дробей к общему знаменателю выражение примет следующий вид:

Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычитаем из большего модуля меньший модуль, и перед полученным ответом ставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

Запишем решение данного примера покороче:

Пример 4. Найти значение выражения

Вычислим данное выражение в следующем : слóжим рациональные числа и , затем из полученного результата вычтем рациональное число .

Первое действие:

Второе действие:

Пример 5 . Найти значение выражения:

Представим целое число −1 в виде дроби , а смешанное число переведём в неправильную дробь:

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычитаем из большего модуля меньший модуль, и перед полученным ответом ставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

Получили ответ .

Есть и второй способ решения. Он заключается в том, чтобы сложить отдельно целые части.

Итак, вернёмся к изначальному выражению:

Заключим каждое число в скобки. Для этого смешанное число временно :

Вычислим целые части:

(−1) + (+2) = 1

В главном выражении вместо (−1) + (+2) запишем полученную единицу:

Полученное выражение . Для этого запишем единицу и дробь вместе:

Запишем решение этим способом покороче:

Пример 6. Найти значение выражения

Переведём смешанное число в неправильную дробь. Остальную часть перепишем без изменения:

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

Заменим вычитание сложением:

Запишем решение данного примера покороче:

Пример 7. Найти значение выражение

Представим целое число −5 в виде дроби , а смешанное число переведём в неправильную дробь:

Приведём данные дроби к общему знаменателю. После их приведения к общему знаменателю, они примут следующий вид:

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

Заменим вычитание сложением:

Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

Таким образом, значение выражения равно .

Решим данный пример вторым способом. Вернемся к изначальному выражению:

Запишем смешанное число в развёрнутом виде. Остальное перепишем без изменений:

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе своими знаками:

Вычислим целые части:

В главном выражении вместо запишем полученное число −7

Выражение является развёрнутой формой записи смешанного числа . Запишем число −7 и дробь вместе, образуя окончательный ответ:

Запишем это решение покороче:

Пример 8. Найти значение выражения

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе своими знаками:

Заменим вычитание сложением:

Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

Таким образом, значение выражения равно

Данный пример можно решить и вторым способом. Он заключается в том, чтобы сложить целые и дробные части по отдельности. Вернёмся к изначальному выражению:

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

Заменим вычитание сложением:

Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус. Но в этот раз слóжим по отдельности целые части (−1 и −2), и дробные и

Запишем это решение покороче:

Пример 9. Найти выражения выражения

Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

Заключим рациональное число в скобки вместе своим знаком. Рациональное число в скобки заключать не нужно, поскольку оно уже в скобках:

Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

Таким образом, значение выражения равно

Теперь попробуем решить этот же пример вторым способом, а именно сложением целых и дробных частей по отдельности.

В этот раз, в целях получения короткого решения, попробуем пропустить некоторые действия, такие как: запись смешанного числа в развёрнутом виде и замена вычитания сложением:

Обратите внимание, что дробные части были приведены к общему знаменателю.

Пример 10. Найти значение выражения

Заменим вычитание сложением:

В получившемся выражении нет отрицательных чисел, которые являются основной причиной допущения ошибок. А поскольку нет отрицательных чисел, мы можем убрать плюс перед вычитаемым, а также убрать скобки:

Получилось простейшее выражение, которое вычисляется легко. Вычислим его любым удобным для нас способом:

Пример 11. Найти значение выражения

Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычтем из большего модуля меньший модуль, и перед полученными ответом поставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

Пример 12. Найти значение выражения

Выражение состоит из нескольких рациональных чисел. Согласно , в первую очередь необходимо выполнить действия в скобках.

Сначала вычислим выражение , затем выражение Полученные результаты слóжим.

Первое действие:

Второе действие:

Третье действие:

Ответ: значение выражения равно

Пример 13. Найти значение выражения

Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

Заключим рациональное число в скобки вместе со своим знаком. Рациональное число заключать в скобки не нужно, поскольку оно уже в скобках:

Приведём данные дроби в общему знаменателю. После их приведения к общему знаменателю, они примут следующий вид:

Заменим вычитание сложением:

Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычтем из большего модуля меньший модуль, и перед полученными ответом поставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

Таким образом, значение выражения равно

Рассмотрим сложение и вычитание десятичных дробей, которые тоже относятся к рациональным числам и которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

Пример 14. Найти значение выражения −3,2 + 4,3

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что плюс который дан в выражении, является знаком операции и не относится к десятичной дроби 4,3. У этой десятичной дроби свой знак плюса, который невидим по причине того, что его не записывают. Но мы его запишем для наглядности:

(−3,2) + (+4,3)

Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Чтобы сложить рациональные числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль, и перед полученным ответом поставить знак того рационального числа, модуль которого больше. А чтобы понять какой модуль больше, а какой меньше, нужно суметь сравнить модули этих десятичных дробей до их вычисления:

(−3,2) + (+4,3) = |+4,3| − |−3,2| = 1,1

Модуль числа 4,3 больше, чем модуль числа −3,2 поэтому мы из 4,3 вычли 3,2. Получили ответ 1,1. Ответ положителен, поскольку перед ответом должен стоять знак того рационального числа, модуль которого больше. А модуль числа 4,3 больше, чем модуль числа −3,2

Таким образом, значение выражения −3,2 + (+4,3) равно 1,1

−3,2 + (+4,3) = 1,1

Пример 15. Найти значение выражения 3,5 + (−8,3)

Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Как и в прошлом примере из большего модуля вычитаем меньший и перед ответом ставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

3,5 + (−8,3) = −(|−8,3| − |3,5|) = −(8,3 − 3,5) = −(4,8) = −4,8

Таким образом, значение выражения 3,5 + (−8,3) равно −4,8

Этот пример можно записать покороче:

3,5 + (−8,3) = −4,8

Пример 16. Найти значение выражения −7,2 + (−3,11)

Это сложение отрицательных рациональных чисел. Чтобы сложить отрицательные рациональные числа, нужно сложить их модули и перед полученным ответом поставить минус.

Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение:

−7,2 + (−3,11) = −7,20 + (−3,11) = −(7,20 + 3,11) = −(10,31) = −10,31

Таким образом, значение выражения −7,2 + (−3,11) равно −10,31

Этот пример можно записать покороче:

−7,2 + (−3,11) = −10,31

Пример 17. Найти значение выражения −0,48 + (−2,7)

Это сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим их модули и перед полученным ответом поставим минус. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение:

−0,48 + (−2,7) = (−0,48) + (−2,70) = −(0,48 + 2,70) = −(3,18) = −3,18

Пример 18. Найти значение выражения −4,9 − 5,9

Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что минус который располагается между рациональными числами −4,9 и 5,9 является знаком операции и не относится к числу 5,9. У этого рационального числа свой знак плюса, который невидим по причине того, что он не записывается. Но мы запишем его для наглядности:

(−4,9) − (+5,9)

Заменим вычитание сложением:

(−4,9) + (−5,9)

Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим их модули и перед полученным ответом поставим минус:

(−4,9) + (−5,9) = −(4,9 + 5,9) = −(10,8) = −10,8

Таким образом, значение выражения −4,9 − 5,9 равно −10,8

−4,9 − 5,9 = −10,8

Пример 19. Найти значение выражения 7 − 9,3

Заключим в скобки каждое число вместе со своими знаками

(+7) − (+9,3)

Заменим вычитание сложением

(+7) + (−9,3)

(+7) + (−9,3) = −(9,3 − 7) = −(2,3) = −2,3

Таким образом, значение выражения 7 − 9,3 равно −2,3

Запишем решение этого примера покороче:

7 − 9,3 = −2,3

Пример 20. Найти значение выражения −0,25 − (−1,2)

Заменим вычитание сложением:

−0,25 + (+1,2)

Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычтем из большего модуля меньший модуль, и перед ответом поставим знак того числа, модуль которого больше:

−0,25 + (+1,2) = 1,2 − 0,25 = 0,95

Запишем решение этого примера покороче:

−0,25 − (−1,2) = 0,95

Пример 21. Найти значение выражения −3,5 + (4,1 − 7,1)

Выполним действия в скобках, затем слóжим полученный ответ с числом −3,5

Первое действие:

4,1 − 7,1 = (+4,1) − (+7,1) = (+4,1) + (−7,1) = −(7,1 − 4,1) = −(3,0) = −3,0

Второе действие:

−3,5 + (−3,0) = −(3,5 + 3,0) = −(6,5) = −6,5

Ответ: значение выражения −3,5 + (4,1 − 7,1) равно −6,5.

Пример 22. Найти значение выражения (3,5 − 2,9) − (3,7 − 9,1)

Выполним действия в скобках. Затем из числа, которое получилось в результате выполнения первых скобок, вычтем число, которое получилось в результате выполнения вторых скобок:

Первое действие:

3,5 − 2,9 = (+3,5) − (+2,9) = (+3,5) + (−2,9) = 3,5 − 2,9 = 0,6

Второе действие:

3,7 − 9,1 = (+3,7) − (+9,1) = (+3,7) + (−9,1) = −(9,1 − 3,7) = −(5,4) = −5,4

Третье действие

0,6 − (−5,4) = (+0,6) + (+5,4) = 0,6 + 5,4 = 6,0 = 6

Ответ: значение выражения (3,5 − 2,9) − (3,7 − 9,1) равно 6.

Пример 23. Найти значение выражения −3,8 + 17,15 − 6,2 − 6,15

Заключим в скобки каждое рациональное число вместе со своими знаками

(−3,8) + (+17,15) − (+6,2) − (+6,15)

Заменим вычитание сложением там, где это можно:

(−3,8) + (+17,15) + (−6,2) + (−6,15)

Выражение состоит из нескольких слагаемых. Согласно сочетательному закону сложения, если выражение состоит из нескольких слагаемых, то сумма не будет зависеть от порядка действий. Это значит, что слагаемые можно складывать в любом порядке.

Не будем изобретать велосипед, а слóжим все слагаемые слева направо в порядке их следования:

Первое действие:

(−3,8) + (+17,15) = 17,15 − 3,80 = 13,35

Второе действие:

13,35 + (−6,2) = 13,35 − −6,20 = 7,15

Третье действие:

7,15 + (−6,15) = 7,15 − 6,15 = 1,00 = 1

Ответ: значение выражения −3,8 + 17,15 − 6,2 − 6,15 равно 1.

Пример 24. Найти значение выражения

Переведём десятичную дробь −1,8 в смешанное число. Остальное перепишем без изменения:


В этой статье мы начнем изучать рациональные числа . Здесь мы дадим определения рациональных чисел, дадим необходимые пояснения и приведем примеры рациональных чисел. После этого остановимся на том, как определить, является ли данное число рациональным или нет.

Навигация по странице.

Определение и примеры рациональных чисел

В этом пункте мы дадим несколько определений рациональных чисел. Несмотря на различия в формулировках, все эти определения имеют единый смысл: рациональные числа объединяют целые числа и дробные числа , подобно тому, как целые числа объединяют натуральные числа , противоположные им числа и число нуль. Иными словами, рациональные числа обобщают целые и дробные числа.

Начнем с определения рациональных чисел , которое воспринимается наиболее естественно.

Из озвученного определения следует, что рациональным числом является:

  • Любое натуральное число n . Действительно, можно представить любое натуральное число в виде обыкновенной дроби , например, 3=3/1 .
  • Любое целое число, в частности, число нуль. В самом деле, любое целое число можно записать в виде либо положительной обыкновенной дроби, либо в виде отрицательной обыкновенной дроби, либо как нуль. Например, 26=26/1 , .
  • Любая обыкновенная дробь (положительная или отрицательная). Это напрямую утверждается приведенным определением рациональных чисел.
  • Любое смешанное число . Действительно, всегда можно представить смешанное число в виде неправильной обыкновенной дроби. Например, и .
  • Любая конечная десятичная дробь или бесконечная периодическая дробь . Это так в силу того, что указанные десятичные дроби переводятся в обыкновенные дроби. К примеру, , а 0,(3)=1/3 .

Также понятно, что любая бесконечная непериодическая десятичная дробь НЕ является рациональным числом, так как она не может быть представлена в виде обыкновенной дроби.

Теперь мы можем с легкостью привести примеры рациональных чисел . Числа 4 , 903 , 100 321 – это рациональные числа, так как они натуральные. Целые числа 58 , −72 , 0 , −833 333 333 тоже являются примерами рациональных чисел. Обыкновенные дроби 4/9 , 99/3 , - это тоже примеры рациональных чисел. Рациональными числами являются и числа .

Из приведенных примеров видно, что существуют и положительные и отрицательные рациональные числа, а рациональное число нуль не является ни положительным, ни отрицательным.

Озвученное выше определение рациональных чисел можно сформулировать более краткой форме.

Определение.

Рациональными числами называют числа, которые можно записать в виде дроби z/n , где z – целое число, а n – натуральное число.

Докажем, что данное определение рациональных чисел равносильно предыдущему определению. Мы знаем, что можно рассматривать черту дроби как знак деления , тогда из свойств деления целых чисел и правил деления целых чисел следует справедливость следующих равенств и . Таким образом, , что и является доказательством.

Приведем примеры рациональных чисел, основываясь на данном определении. Числа −5 , 0 , 3 , и являются рациональными числами, так как они могут быть записаны в виде дробей с целым числителем и натуральным знаменателем вида и соответственно.

Определение рациональных чисел можно дать и в следующей формулировке.

Определение.

Рациональные числа – это числа, которые могут быть записаны в виде конечной или бесконечной периодической десятичной дроби.

Это определение также равносильно первому определению, так как всякой обыкновенной дроби соответствует конечная или периодическая десятичная дробь и обратно, а любому целому числу можно сопоставить десятичную дробь с нулями после запятой.

Например, числа 5 , 0 , −13 , представляют собой примеры рациональных чисел, так как их можно записать в виде следующих десятичных дробей 5,0 , 0,0 , −13,0 , 0,8 и −7,(18) .

Закончим теорию этого пункта следующими утверждениями:

  • целые и дробные числа (положительные и отрицательные) составляют множество рациональных чисел;
  • каждое рациональное число может быть представлено в виде дроби с целым числителем и натуральным знаменателем, а каждая такая дробь представляет собой некоторое рациональное число;
  • каждое рациональное число может быть представлено в виде конечной или бесконечной периодической десятичной дроби, а каждая такая дробь представляет собой некоторое рациональное число.

Является ли данное число рациональным?

В предыдущем пункте мы выяснили, что любое натуральное число, любое целое число, любая обыкновенная дробь, любое смешанное число, любая конечная десятичная дробь, а также любая периодическая десятичная дробь является рациональным числом. Это знание нам позволяет «узнавать» рациональные числа из множества написанных чисел.

Но как быть, если число задано в виде некоторого , или как , и т.п., как ответить на вопрос, является ли данное число рациональным? Во многих случаях ответить на него очень сложно. Укажем некоторые направления ходу мысли.

Если число задано в виде числового выражения, которое содержит лишь рациональные числа и знаки арифметических действий (+, −, · и:), то значение этого выражения представляет собой рациональное число. Это следует из того, как определены действия с рациональными числами . Например, выполнив все действия в выражении , мы получаем рациональное число 18 .

Иногда, после упрощения выражений и более сложного вида, появляется возможность определить, рационально ли заданное число.

Пойдем дальше. Число 2 является рациональным числом, так как любое натуральное число является рациональным. А как насчет числа ? Является ли оно рациональным? Оказывается, что нет, - не является рациональным числом, это иррациональное число (доказательство этого факта методом от противного приведено в учебнике по алгебре за 8 класс, указанном ниже в списке литературы). Также доказано, что квадратный корень из натурального числа является рациональным числом только в тех случаях, когда под корнем находится число, являющееся полным квадратом некоторого натурального числа. Например, и - рациональные числа, так как 81=9 2 и 1 024=32 2 , а числа и не являются рациональными, так как числа 7 и 199 не являются полными квадратами натуральных чисел.

А число рационально или нет? В данном случае несложно заметить, что , следовательно, данное число – рациональное. А является ли число рациональным? Доказано, что корень k-ой степени из целого числа является рациональным числом только тогда, когда число под знаком корня является k-ой степенью некоторого целого числа. Поэтому не является рациональным числом, так как не существует целого числа, пятая степень которого равна 121 .

Метод от противного позволяет доказывать, что логарифмы некоторых чисел по некоторым основаниям не являются рациональными числами. Для примера докажем, что - не рациональное число.

Предположим противное, то есть, допустим, что - рациональное число и его можно записать в виде обыкновенной дроби m/n . Тогда и дают следующие равенства: . Последнее равенство невозможно, так как в левой его части находится нечетное число 5 n , а в правой части – четное число 2 m . Следовательно, наше предположение неверно, таким образом, не является рациональным числом.

В заключение стоит особо отметить, что при выяснении рациональности или иррациональности чисел следует воздержаться от скоропостижных выводов.

Например, не стоит сразу утверждать, что произведение иррациональных чисел π и e является иррациональным числом, это «как бы очевидно», но не доказано. При этом возникает вопрос: «А с чего бы произведению быть рациональным числом»? А почему бы и нет, ведь можно привести пример иррациональных чисел, произведение которых дает рациональное число: .

Также неизвестно, являются ли числа и многие другие числа рациональными или не являются таковыми. Например, существуют иррациональные числа, иррациональная степень которых является рациональным числом. Для иллюстрации приведем степень вида , основание данной степени и показатель степени не являются рациональными числами, но , а 3 – рациональное число.

Список литературы.

  • Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. - 22-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008. - 288 с.: ил. ISBN 978-5-346-00897-2.
  • Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.
  • Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика (пособие для поступающих в техникумы): Учеб. пособие.- М.; Высш. шк., 1984.-351 с., ил.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!