Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Факторы способствующие вовлечению в террористическую деятельность Риск вовлечения в террористическую деятельность презентация

Что побуждает человека заниматься террористической деятельностью, какие мотивы толкают его в члены террористической организации? Ответ на этот вопрос следует искать в глубинах его психологии. Конечно, безусловно, существуют социальные, политические, экономические и многие другие причины, порождающие терроризм, но все они преломляются в личности и наличие определенных личностных факторов, психологических механизмов, личностной предрасположенности, в конце концов, приводят человека в ряды террористов.

Нельзя не согласиться с мнением известного специалиста в области психологии терроризма профессора Д.В.Ольшанского, который считает, что терроризм это оружие слабых. Либо физически, материально слабых - либо духовно, психологически.

Психологи выделяют ряд личностных предрасположенностей, которые часто становятся побудительными мотивами вступления индивидов на путь терроризма: сверхсосредоточенность на защите своего "Я" путем проекции с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью; недостаточная личная идентичность, низкие самооценки, элементы расщепления личности; сильная потребность в присоединении к группе, т. е. в групповой идентификации или принадлежности; переживание большой степени социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы. При этом нельзя сказать, что приведенный набор этих характеристик является каким-то обобщенным психологическим профилем личности террориста. Важное значение в ряде случаев имеют политико-идеологические мотивы вступления в террористическую группу. Но они чаще являются формой рационализации более глубинных личностных мотивов - стремления к укреплению личностной идентичности и, что особенно важно, потребности принадлежности к группе.

Террористическая группа в психологическом смысле снимает у индивида неполноту или расщепленность психосоциальной идентичности. Она становится для него стабилизирующим психологическим основанием, позволяющим чувствовать себя целостной личностью, важным компонентом его самосознания и обретения смысла жизни, мощным механизмом духовной, ценностной и поведенческой стереотипизации.

Для личности террориста характерно негативное мироощущение, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Это противоречие с идеалом трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности; в результате для личности террориста характерна позиция “ Я хороший, мир плохой”. Эта позиция становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать любые деструктивные действия. Таким образом деятельность террористов принимает характер деструктивной самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная концепция уверенности в своей правоте, которая сводит на минимум возможности позитивного воздействия на террористическую группу и отдельного террориста.

Понятно, что терроризм вызывается комплексом факторов. Будущие террористы вступают на этот путь под влиянием общества, семьи и средств массовой информации - в наибольшей степени на них влияют модные в данной среде идеи. Религиозная принадлежность здесь является лишь одним, хотя и достаточно важным фактором. Религиозные взгляды позволяют лидерам террористических организаций легче рекрутировать новых сторонников и подводить под их действия идеологическую базу. Но, при этом, каждая террористическая группа преследует конкретные политические цели. Совмещение сакральных религиозных заповедей и сиюминутных политических целей по сути своей абсурдно, но адептов террористической идеологии это противоречие не смущает.

Терроризм силен, потому что террористам, как правило, нечего терять. В подавляющем большинстве случаев, они находятся под влиянием религии или иных идеологий, прославляющих мученичество и самопожертвование.

Помимо личностных факторов выделяют и ряд социально-психологических факторы, обеспечивающих вовлеченность в террористическую деятельность. Среди них можно выделить следующие:

  • · использование различного рода психотехнологий, направленных на «промывание мозгов» (внушающее воздействие, идеологическая обработка, зомбирование и т.д.);
  • · механизм групповой идентификации, обеспечивающий людям с ущербной самооценкой возможность почувствовать себя полноценной личностью, приобщаясь к числу «избранных, призванных к исправлению мира»;
  • · деиндивидуализация психики - возникает «групповая мысль», содержание которой без критики и какой-либо попытки самостоятельности разделяется членами группы. Конфронтация определяет главное содержание этой мысли. Весь мир делится на «наших» и «не наших». Все, что исходит о «наших», любые их высказывания и действия, безраздельно одобряются. Все, что исходит от «не наших», априорно осуждается и объявляется порочным. Любая информация противоречащая такой железной установке, блокируется и не воспринимается.
  • · конфликтные ситуации, особенно конфронтации с органами правопорядка, довольно часто криминальный и асоциальный опыт;
  • · личные связи с членами террористических организаций.

Террористы все чаще используют детей и подростков для своих страшных дел. В некоторых странах, где существуют их действующие ячейки, детей просто похищают. Их бьют, запугивают, натаскивают как смертников, привлекают к массовым казням, "промывают мозги". В более развитых странах, где прямой контакт невозможен, террористы ищут потенциальных жертв в соцсетях. Процесс занимает больше времени, дети из благополучных семей часто не идут на контакт, но трагедии бывают. Детский и подростковый психолог Психологического центра на Волхонке Максим Прохоров рассказал , почему юные любители соцсетей попадают под негативное влияние, что об этом стоит знать родителям и как предупредить беду.

Почему подростки "ведутся" на сомнительные группировки?

Дело в том, что подростку очень важно состоять в группе и иметь какую-то идеологию. Пока ребенок маленький, родители говорят ему, что и как нужно делать. Позднее, в подростковом периоде, они начинают задаваться вопросами и иногда выступать против родителей. "Начинается бунт. Именно в такие моменты подростку бывает не на что опереться, тогда и активизируются тоталитарные секты и другие противоправные организации. Они предлагают четкую идеологию, определяют место подростка в группе. Там ребенок снова понимает, кто главный, что будет дальше, что делать, кто его враг", — пояснил Максим Прохоров.

По словам психолога, "защищенность" подростка в такой в ситуации зависит от того, насколько он нашел свое место, насколько доверительные отношения в его семье, чувствует ли он стабильность в своей жизни. Если вышеперечисленные факторы отсутствуют, то риск попасть не в ту компанию выше. "Такие вещи не происходят внезапно. Если ребенок подался "не туда", скорее всего, перед этим он прошел путь неблагоприятных отношений в семье", — отметил он.

Осторожно, опасность!

Вербовщики часто ищут "кандидатов" и осуществляют их первичный отбор по информации на страницах в соцсетях. Максим Прохоров подчеркивает, что на страничке подростка в Интернете ни в коем случае не должно быть информации о том, где он живет, где работают его родители. Нельзя отвечать на такие вопросы незнакомым людям. Объяснить, почему это важно - задача родителей.

Что стоит знать родителям

Зачастую родители не являются активными пользователями соцсетей. Однако им стоит знать о полезных опциях большинства сайтов, например, о "черном списке", возможности пожаловаться администратору и т.д. "Опция "черный список" позволяет заблокировать любого человека, который досаждает какими-то вопросами. После этого он никак не сможет связаться с ребенком. Это необходимо объяснить ребенку, показать, как это делается, разобраться самим", — пояснил Прохоров.

Пресечь общение на корню

"Часто вербовщики, которые хорошо разбираются в психологии, предлагают ребенку то, чего ему не хватает: любовь, поддержку, ощущение силы или причастности к чему-то большему. Поэтому отказать им подростку бывает очень тяжело", — объяснил . В таком случае психолог посоветовал обучить подростка правилу "общения с назойливыми торговцами". На любые вопросы научиться отвечать "Нет, спасибо, я в этом не заинтересован". Задача заключается в том, чтобы вообще не входить в диалог с человеком, если он не нравится, предлагает что-то сомнительное или не вызывает доверия. При этом специалист пояснил: подросткам часто сложно отказать посторонним людям, потому что они с детства привыкли к авторитету взрослых. Им мешает установка "взрослые всегда правы, они лучше знают, как и что". В результате подросткам кажется, что говорить взрослым "нет" или сопротивляться - нехорошо. Многие родители с самого детства учат детей именно этому, напомнил он.

Как предупредить

Приучать мыслить самостоятельно. Психолог советует с самого детства развивать самостоятельное мышление ребенка: когда он что-то спрашивает, можно спросить в ответ: "А как ты сам думаешь?". Добиться этого можно также чтением и обсуждением книг, просмотром кинофильмов и т.д.

Наладить доверительные отношения. Родителям имеет смысл как-то работать со своим подростком, даже если он бунтует, закрывается в комнате и так далее.

Расширить круг доверия. По словам Прохорова, если ребенок не уверен, что какое-то общение безопасно, то с этим вопросом ему лучше обратиться к взрослым, которым он доверяет. "Необходимо, чтобы у ребенка были не только родители, но и другие взрослые, которым он мог бы доверять: бабушки, дедушки, спортивный тренер и т.д. Они должны помочь ребенку понять, что происходит", — подчеркнул эксперт.

Рассказать об опасности. Желательно рассказать подростку, чем может быть чревато общение с незнакомцами в Сети. Однако психолог предостерег родителей от "запугивания", когда детям и подросткам начинает казаться, что за каждым углом их поджидают террористы и сектанты.

В заключении психолог отметил, что в школах нужно ввести какую-то профилактику. "Психологи могли бы выявлять детей из группы риска и работать с ними", — подытожил он.

Когда стоит бить тревогу

Стоит обращать внимание на странности в поведении подростка и не стесняться обращаться к психологам. "Если у родителей есть подозрения, что ребенок попал под негативное влияние какой-то группировки, то при доверительных отношениях стоит вывести его на откровенный разговор. Если таких отношений нет, ребенка нужно изолировать от Интернета, чтобы разобраться в происходящем", — отметил он. По словам психолога, без доверия подростка сложно чего-то добиться, если нет взаимопонимания между родителями и детьми, работать с ним должен специалист.

Убийство двух журналистов из Америки исламскими экстремистами больше всего шокировало британцев. Ведь убийцей, похоже, является молодой британец. На видео он говорил с чистым лондонским акцентом. Что заставляет цивилизованных молодых людей намеренно убивать?

Жестокость этих убийств кажется совершенно неуместной в современном мире. Она словно относится к какой-то примитивной эре, когда о сострадании и справедливости ещё не знали. Это настоящий шок, что человек, который вырос в современной Великобритании, может себя таким диким образом.

По некоторым оценкам, как минимум 500 молодых британцев азиатского происхождения отправились в Сирию или Ирак, чтобы присоединиться к джихаду экстремистских групп.

Премьер министр Великобритании Дэвид Кэмерон объяснил эту проблему «отравляющим повествованием» об экстремизме, которым кормят современную молодежь. Но это только поверхностное объяснение проблемы. Что заставляет людей поддаваться этим рассказам? И почему они позволяют им настолько завладеть собой, что теряют всякое чувство человечности и морали?

Психология личности террориста

Нельзя повесить на террористов ярлык «зла» или психологически деградировавших людей. Психологи, которые изучали террористические группы, обнаружили, что террористы обычно имеют стабильную психику . Они не параноики и не действуют в бреду. Что отличает их от других – это способность «выключать» своё чувство эмпатии (сопереживания) ради своих целей и убеждений.

Несмотря на крайние взгляды некоторых нео-дарвинистов, эмпатия и сострадание естественны для человека . Для нас естественно чувствовать страдания других людей и ответное желание облегчить их страдания. Если у вас не развита способность к сочувствию, вам могут поставить диагноз психопатия.

Стать террористом – значит отделиться от естественной эмпатии . Таким образом, человек относится к группе людей, против которой он сражается, просто как к объектам и убивает их без сожаления. Он воспринимает их как полностью «других» и отказывается от связи с ними. Только полное отсутствие эмпатии делает возможным обезглавливание одним человеком другого.

Почему террористами становятся подростки?

Очень важно, что большинство террористов – молодые люди или даже подростки . Подростковый возраст – психологически трудный период. Человек начинает осознавать себя как отдельную личность, и это вызывает у него чувство тревоги и уязвимости. Это создает острую потребность найти себя и группу людей, к которой ты принадлежишь. Поэтому подростки часто примыкают к бандам, становятся поклонниками моды или музыкальных групп. Принадлежность к группе смягчает их чувство отделения и усиливает индивидуальность.

Но то же самое делает подросток уязвимыми перед религиозным экстремизмом. Принадлежность к религии и террористической группе, которая её исповедует, включает подростка в общество единомышленников. Община поддерживает общие убеждения и часто имеет структуру семьи. Кроме того, она предоставляет статус людям, которые до этого его не имели.

Почему жители европейских стран уходят в экстремизм?

Возможно, привлекательность исламского экстремизма для молодых людей указывает на более глубокую проблему. Под глянцевой поверхностью современного мира кроется серьезный кризис ценностей и смыслов .

Наша социальная и экономическая система поощряет нас думать о благополучии в рамках поверхностного материализма. С того момента, как мы входим в систему образования, нас научат, что цель жизни – успех и богатство. Нас поощряют достигать и потреблять . Если жизнь и имеет какой-то смысл, то он в том, чтобы «получше устроиться».

От нас ожидается, что мы будем тратить большую часть времени на выполнение однообразных задач, которые называются «работа». Другие аспекты жизни – саморазвитие, творчество, духовность, служение, связь с природой, эстетические ценности – были оклеветаны по мере процветания материализма.

Психология террористической группы

Религиозный фундаментализм и экстремизм в каком-то смысле можно рассматривать как протест против поверхностного материализма. Извращенную и направленную по ложному пути попытку обрести какую-то степень смысла и целей.

Ощущение индивидуальности и обретенного смысла может быть таким опьяняющим, что человек подсознательно может быть готов отказаться от своей эмпатии. Поощряемые своими лидерами и другими участниками группы, террористы используют специальные техники, чтобы добиться этого.

Террористы обезличивают участников других групп, рассматривая их как коллектив, а не как отдельных индивидов. Они считают, что каждый участник группы ответственен за преступления других участников. Они не рассматривают понятие смертности в отношение других групп и преуменьшают их страдания. Террористическое поведение оправдывается убеждением, что значимость целей делает единичные акты насилия необходимыми и незначительными

Идеология, которой пичкают террористов, тоже помогает этому процессу. Когда люди принимают эту систему верований, они начинают видеть мир абстрактно и интеллектуально, а не через прямое восприятие. Они начинают видеть мир в контексте концепций и категорий. Развивают сухие и негибкие взгляды, которые становятся так сильны, что отделяют человека от непосредственного опыта и контакта. Это поддерживает их видение других людей не как индивидов, а как элементов в абстрактной и смертельной игре.

От редактора

Мне кажется странным, что автор не раскрыл тему, почему именно подростки азиатского происхождения наиболее подвержены влиянию экстремизма. Возможно, потому, что они выросли в «неродной» цивилизации, и западные ценности изначально не являются для них естественными. Я думаю, что кризис ценностей, а также подростковый кризис у таких молодых людей проходят тяжелее. Возможно, они приходят к полному отрицанию материалистических ценностей общества, в котором живут – настолько, что хотят его уничтожить?

§6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В ПЛАНАХ ТЕРРОРИСТОВ

Как мы видели в предыдущем разделе, жизнь террориста коротка. Поэтому, террористические организации очень заинтересованы в постоянном пополнении своих рядов. Чтобы привлечь новых членов в свои банды, террористы используют специальные приемы вербовки, опираются на ряд психологических особенностей людей. Большой интерес для террористов представляет подростковый и юношеский возраст. Людей более старшего возраста привлечь к участию в террористической деятельности сложнее: их труднее обмануть, они склонны тщательно продумывать свои действия, у них сформировано чувство ответственности за своих близких и свой народ.

Другое дело люди молодые. Бандиты знают, чтобы сделать человека террористом, необходимо вести его «обработку» с подросткового возраста. Именно тогда удастся сформировать у человека качества, которые важны террористам. Давайте рассмотрим, как привлекают в ряды террористов, на какие особенности характера подростка делают ставку террористы и какие качества они хотят сформировать у молодых людей. Террористы придумали много способов привлечения в свои ряды молодежи. Часто используется не один способ, а сразу несколько.

Первый способ – это обещание денег, роскошной жизни, материального благополучия семье. Вспомним, что терроризм процветает там, где людям живется плохо, где нет работы, маленькие зарплаты, плохое медицинское обеспечение. Вот на это и рассчитывают главари, вербуя «пушечное мясо» для своих акций. Они внимательно присматриваются к молодым людям из бедных семей, ведут с ними специальные беседы, даже оказывают небольшую помощь.

Как правило, все это сочетается со вторым способом привлечения в террористы - идеологической обработкой. Здесь террористы обращаются к патриотическим или религиозным чувствам. Они могут говорить, что «наша республика (народ, национальность, религия) унижены, подвергается гонениям», что «враги народа хотят уничтожить его», «что только смелые борцы могут защитить народ» и «прославить свое имя в веках». Часто указывается конкретный враг – человек или группа людей и утверждается, что их уничтожение – на благо народа. Людей, искренне верующих, террористы обрабатывают также: говорят о том, что неправоверные захватили власть и хотят искоренить истинную веру, напоминают, что предки умирали за веру и это самый почетный путь в жизни истинного верующего. При этом они хитро пользуются священными текстами, выбирают из них нужные цитаты, якобы подтверждающие справедливость уничтожения людей другой веры.

Здесь очень важно отметить: вербовщики в террористы тонко чувствуют важную особенность подростков и юношей – тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград. Вспомним, как нам нравятся фильмы про разведчиков, которые мужественно сражаются в окружении врагов. Как мы восхищаемся мужеством Робин Гуда, мушкетеров, солдат спецназа! Кто из мальчишек не мечтает совершить подвиг, спасти своих друзей, свой народ! И дети неоднократно, в тяжелые для страны время совершали подвиги. Среди подростков 12-14 лет есть награжденные орденами и медалями.

Вот эту благородную тягу и используют террористы, представляя эту свою преступную деятельность как героическую борьбу. К тому же, террористы обычно не называют себя так. Чаще они используют красивые слова «борцы за свободу», «бойцы сопротивления», «воины Аллаха», «народные мстители».

Подготовка в международных лагерях террористов.

Еррористы знают о тяге молодых людей к оружию. В нашей культуре оружие занимает важное место. Тяжело дался нашим народом мир – долго с оружием в руках приходилось отстаивать свободу и право на жизнь народов. Сегодня безопасность страны берегут мощные ракеты, самолеты и танки, но ценность личного оружия в жизни людей осталась. Это отражается в национальных костюмах ряда народов России, где холодное оружие является обязательным элементом. Это проявляется и в мальчишеских играх с игрушечными саблями, автоматами и пистолетами. Это видно из популярности компьютерных игр в войну – так называемых «стрелялок».

Учитывая вполне естественный интерес молодых людей к оружию, террористические организации на своих сайтах, в специальных книгах часто размещают фотографии вооруженных боевиков. Иногда они приглашают журналистов в свои тайные лагеря, чтобы те показали – какая у них интересная жизнь и сколько у них оружия. Часто в газетах и журналах показывают фотографии арабских подростков с автоматом – мол, они уже мужчины! Некоторые молодые люди, не вдумываясь о том, что терроризм зло, могут заинтересоваться возможностью владеть и вольно обращаться с современным боевым оружием. На это тоже рассчитывают террористы.

Террористы прячут оружие в тайниках. Нашел оружие – не шути: не храни его, сообщи старшим, работнику милиции. Если знаешь, что кто-то из твоих друзей нашел оружие - уговори его поступить также. Помни, что настоящий мужчина определяется не ношением оружия, а тем более не готовностью применить его против людей. Настоящий мужчина – это тот, кто умеет видеть, что полезно для его народа, а что вредно. Настоящий мужчина не поднимет оружие на беззащитного, на спящего человека. Так может сделать только террорист-негодяй.

К СВЕДЕНИЮ: государство вовсе не запрещает гражданам пользоваться и иметь оружие. Во многих населенных пунктах есть стрелковые секции, куда принимают подростков. А когда тебе исполнится 18 лет, то по российскому закону ты сможешь приобрести оружие – для занятий спортом, охотой, для самообороны или просто – чтобы хранить дома, для коллекции. Такое оружие должно быть зарегистрировано органами власти, а за его правильное хранение и использование несет ответственность владелец. Но учти, чтобы получить такое разрешение, ты не должен употреблять наркотики, не злоупотреблять алкоголем, не иметь проблем с милицией. Наконец, если ты уверен, что повседневное обращение оружием должно стать твоей профессией и ты готов потратить много сил на освоение боевого мастерства – тебя ждут в армии, в милиции, в подразделениях специального назначения.

Многие известные террористы стали заниматься террором, пытаясь самоутвердится, стать влиятельными. Самоутвердиться в жизни, быть уважаемым, значимым для других людей желает каждый человек. Большинство людей добиваются этого упорным трудом: получают образование, осваивают профессию, строят дом, растят детей и внуков. Наверняка в вашем городе, селе, на вашей улице есть такие уважаемые люди. Их узнают на улице, с ними уважительно здороваются, их мнением интересуются, спрашивают у них совета, приглашают на праздники. Конечно, любой молодой человек хотел бы стать знаменитым и уважаемым, чтобы им гордилась вся семья, город, республика.

Маленькая девочка, раненая террористами в г. Беслан.

О некоторые люди не хотят тратить много времени и сил на то, чтобы стать знаменитым и уважаемым. Ведь для этого есть простой способ – взять в руки оружие и направить его в сторону мирных людей. Тогда беззащитные дети, женщины и даже безоружные мужчины будут выполнять их приказы, молить о пощаде. Тех, кто сопротивляется – можно убить, и тогда другие будут еще покорнее. Так, используя насилие, можно обрести власть, обратить на себя внимание, стать важным для других людей. Только такая власть сопровождается не уважением, а ненавистью людей и сопровождается не гордостью, а презрением и стыдом со стороны земляков.

Чувство полной власти над людьми опьяняет. Какими бы красивыми идеалами не прикрывались террористы – мотив власти над другими важен для большинства из них. При захвате заложников даже самые «праведные» и религиозные боевики использовали власть своего оружия, чтобы просто поиздеваться над жертвами. Эти издевательства не были необходимостью.

Как вспоминают освобожденные заложники, бандиты морили их голодом и жаждой, хотя воды было много, всячески унижали, заставляли выполнять нелепые приказы для своего развлечения. Когда в одном из захватов заложников молодые террористы, верившие в «благородную» цель теракта, увидели всю мерзость и греховность действий остальных бандитов и стали возражать, главарь просто застрелил их. Самоутверждение путем насилия, путем греховным, античеловеческим – вот что предлагает терроризм. Вместо славы террористы получают ненависть людей и вечное проклятие во всех религиях.

Еще один способ привлечь к терроризму – шантаж. Шантаж – это угроза рассказать о каком-либо проступке молодого человека и требование за молчание какой-либо услуги. Часто подростки и юноши по неопытности совершают какой-либо проступок, незначительное преступление. Это может быть небольшая кража, драка, и др. Конечно, за это полагается наказание. Вот и предлагают террористы виновному оказать услугу: передать кому-то странный пакет, спрятать у себя дома специальную литературу, сообщать им о действиях милиции, узнать, как охраняется соседняя воинская часть. Взамен они обещают не рассказывать о проступке. Тем самым, молодой человек, пытаясь утаить малозначительный проступок, участвует в совершении страшного преступления. При его помощи будет произведен теракт. Теперь он уже всецело зависит от террористов – и продолжает, опасаясь разоблачения, сотрудничать с ними и дальше. Бандиты всегда стараются поглубже затянуть новичков – поручают им совершить такие преступления, после которых обратной дороги уже нет. Например, террористы в своих лагерях подготовки заставляли новичков убивать пленных военнослужащих и милиционеров и снимали это на видеокамеру. На преступном жаргоне это называется «замазать кровью».

Одним из самых распространенных средств привлечения террористов-исполнителей служит мотив мести. В неспокойное время, там, где шли боевые действия или спецоперации, террористам всегда удается найти людей, обиженных действиями властей. У кого-то разрушен дом, сгорела машина. У кого-то страшное горе – потеря близких родственников. Особенно тщательно вербовщики от террористов выискивают родственников тех людей, которые погибли в противостоянии с властями, от террористов или грабителей. Бывает уже на кладбище они подходят к вдовам и детям погибших и предлагают отомстить. При этом в гибели родственника, объясняют террористы, виноваты люди другой национальности или веры. А значит, чтобы отомстить – нужно убить как можно больше таких людей.

Человек, находящийся в горе, не способен здраво рассуждать и внимает вербовщикам. Он не представляет свой жизни без любимого человека и часто не хочет жить. В тяжелые минуты переживания утраты бандиты, вместо того, чтобы помочь пережить горе человеку, убеждают его, что жизни теперь у него никакой не будет. Они внушают, что ему легче всего умереть. Но умереть, исполнив «правое дело» - отомстив за смерть. После интенсивной психологической обработки такому человеку надевают «пояс шахида» привозят в оживленное место и направляют в толпу людей, метро или автобус. Там и происходит взрыв, обрывающий жизни смертника и множества невинных людей. Так в мире прибавляется горя и страдания. Разве может стать лучше людям в одной республике от того, что в соседней республике погибли школьники, врачи или учителя? Пользу из последствий теракта извлекают только главари террористов. Им нравиться, когда люди начинают с недоверием относиться друг к другу, когда начинают мстить за месть. Они очень надеются развязать конфликт между народами.

Абсолютное большинство людей отвергают путь терроризма и всячески борются с ним. Но давайте подумаем, почему же остаются на нашей земле те, кто выбирает этот мерзкий путь. Есть несколько качеств, которые подталкивают к этому пути:

    Неразвитое сопереживание, неумение радоваться радостям других людей и печалится их горю . С раннего детства должно формироваться это качество. Настоящий человек пожалеет просто так уничтожить дерево, причинить боль животному, не пройдет мимо человека, просящего о помощи.

    Узкий кругозор, незнание культуры других народов . Чувство превосходства своего народа над другими – это опасное и ложное заблуждение. В мире существуют несколько тысяч разных народов и народностей. У каждого – своя история, свой язык, культура, традиции. Все они интересны и ценны. Вспомним уникальную культуру североамериканских индейцев, английскую, немецкую культуру или культуру Японии. Важно понять, что нет самой правильной культуры, как и нет более главного народа. Другие культуры и народы не хуже, они просто ДРУГИЕ. Разнообразие – это хорошо. Старайся больше путешествовать и познавать культуру других народов.

    Негибкость мышления, неумение увидеть то или иное явление с разных сторон . В жизни все не так уж и однозначно. Монета имеет две стороны. А любое событие в жизни может иметь несколько сторон. Например, ты получил двойку и тебя оставили дома, не разрешили гулять на улице. Конечно, это плохо. Но к этому можно отнестись и так: появилось время глубоко разобраться в теме, по которой получена неудовлетворительная оценка и впредь такие оценки не повторятся. Или, с тобой не поздоровался твой товарищ. Не спеши обвинять его в том, что он плохо относится к тебе. Возможно, он чем-то расстроен, плохо себя чувствует, или просто не заметил тебя. А возможно он обиделся, что ты вчера не заметил его.

Большое внимание в планах террористов отводится подростковому возрасту. Хотя, террористам чаще нужны взрослые и сильные мужчины и женщины, заполучить их в свои ряды террористы смогут, если сформируют у людей приверженность своим теориям и идеям. Подростковый возраст как нельзя более подходит для этих целей. Именно в 10-15 лет начинает закладываться мировоззрение человека, формируется понимание себя, окружающих, общества.

Расспросите взрослых и многие скажут, что подростковый возраст – это возраст переломный, переходный, критический. Его считают периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки.

В этот период появляется «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к тебе не как к маленькому, а как к взрослому. Стремление к равноправию в отношениях со старшими часто ведет к конфликтам. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Романтизм и стремление к идеальному делает подростков особенно отзывчивыми на любые начинания, требующие напряжения сил, подвига, героизма. Помимо уже отмеченного желания проявить мужество, героизм, в вашем возрасте начинает проявляться такая черта как максимализм . Максимализм выражается как стремление к резким, крайним суждениям, однозначным выводам, неприятию полутонов. Все воспринимается или как хорошее или как плохое. А с плохим хочется покончить быстрыми и резкими мерами. Часто можно слышать, как ребята обсуждают какую-либо придуманную или реальную историю: «а, взорвать их всех…», «… все потонули – так им и надо».

Такая тяга к крайностям вполне обычное явление, присущее подростку. Сама по себе эта тенденция не опасна и обычно проходит к взрослому возрасту. Но хитрые проповедники террористических идей могут использовать такую особенность подросткового сознания – «подсовывая» экстремальный выбор.

Свойственная этому возрасту идеализация, желание изменить мир, вера в свои силы и лучшее будущее, приводит к завышенности оценок и притязаний, мешает правильно оценить действительность, порождая пессимизм и апатию. Социальная активность подростка часто принимает форму абстрактной социальной критики, он фиксирует свое внимание на том, что его не удовлетворяет, что не соответствует его идеалу. Примером может служить резкость и безапелляционность критических суждений о ситуации в стране, в республике, в городе или поселке, в школе. Это состояние стараются использовать различного рода политические и религиозные течения, пытаясь внушить подростку, что все недостатки, которые он видит, могут быть устранены путем радикальных действий.

Группа подростков-скинхедов использует нацистское приветствие.

Озникающее у некоторых подростков ощущение нахождения на «обочине» общества и потери жизненной перспективы соединяется с сильной потребностью в присоединении к группе. Эта тяга к общности, стать «своим» в каком либо коллективе вполне естественна. Дело в том, что начиная с 12 лет отношения со сверстниками более значимы, чем с родственниками. Коллективность, товарищество часто выступают в глазах подростка как некая самоцель. Быть популярным среди сверстников, заслужить их одобрение – один из важнейших мотивов подросткового поведения. Потребность в принадлежности к группе, в признании со стороны этой группы также используется, чтобы заманить подростка в противоправные сообщества. В них он чувствует себя «своим», попавшим в круг избранных, одним из «крутых людей». Под влиянием норм такой группы и приказов лидера, подросток способен сделать неверный шаг.

Одними из наиболее опасных молодежных групп являются скинхеды. Скинхеды (от англ. skin – кожа, шкура, кожура, оболочка и head – голова) – бритоголовые, культивируют откровенный расизм. Расизм означает ненависть к определенным нациям, уверенность в своем превосходстве (умственном, физическом) над другими народами. Российские бритоголовые подражают западным скинхедам в манере одежды и поведении. Неоднократно скинхеды нападали на представителей различных национальных групп, избивали их. Несколько скинхедов в разных городах осуждено за убийство. Некоторые, наиболее агрессивные представители скинхедов высказывали идеи о необходимости проведения терактов.

ЗАПОМНИ :

Есть люди, которые хотят, чтобы ты стал террористом – убивал невинных людей и погиб сам, осуществляя их планы. Они не смогут обмануть тебя, если ты научишься за красивыми словами видеть правду. Расти умным, делай свой выбор самостоятельно


ПРОЧИТАЙТЕ, ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:

    Чем отличается героический поступок разведчика-диверсанта в тылу врага от участия в теракте?

    Назови примеры, когда дети совершали геройские поступки в годы войны.

    Почему любая, даже самая безобидная, помощь террористам является преступлением и может привести к плохим последствиям для того, кто ее оказывает?

    Можно ли назвать террориста-смертника смелым? Почему? Обсудите с учителем и одноклассниками.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Методика определения социальной идентичности

Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумай, насколько твое собственное мнение совпадает с мнениями этих людей. Определи свое согласие или несогласие с данными высказываниями. Для этого, поставь отметку в соответствующей клетке.

Учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений МОСКВА 2008 УДК ББК С РЕЦЕНЗЕНТЫ... и т.д. Криминальная деятельность выступает основным источником самофинансирования терроризма. В результате...
  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой

    Программа

    ... Основная учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений 2008 Москву

  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (1)

    Программа

    ... Основная : 1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008 ... блокадного Ленинграда, - участников битвы за Москву , - воинов Сталинградской битвы, - ...

  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (2)

    Программа

    ... Основная : 1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008 ... блокадного Ленинграда, - участников битвы за Москву , - воинов Сталинградской битвы, - ...

  • Я такой человек, который

    Согласен

    Скорее согласен

    В чем-то согласен, в чем-то - нет

    Скорее не согласен

    Не согласен

    1) … предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

    2) … считает, что межнациональные браки разрушают народ

    3) … часто ощущает превосходство людей другой национальности

    4) … считает, что права нации всегда выше прав человека

    5) … считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

    6) … предпочитает образ жизни только своего народа

    7) … обычно не скрывает своей национальности

    8) … считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

    9) … часто испытывает стыд за людей своей национальности

    10) … считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

    11) … не отдает предпочтение какой-либо национальной культуре, включая и вою собственную

    12) … нередко чувствует превосходство своего народа над другими

    13) … любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

    14) … считает строго необходимым сохранять чистоту нации

    15) … трудно уживается с людьми своей национальности

    16) … считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

    17) … безразлично относится к своей национальной принадлежности

    18) … испытывает напряжение, когда слышит вокруг чужую речь

    19) … готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

    20) … считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

    21) … часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

    22) … считает свой народ более одаренными и развитым по сравнению с другими народами

    23) …считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

    24) … раздражается при близком общении с людьми других национальностей

    25) …всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

    26) … считает необходимым очищение культуры своего народа от других культур

    27) … не уважает свой народ

    28) …считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

    29) …никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

    30) … считает, что его народ не лучше и не хуже других народов.

    МОЛОДЁЖИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    3. Кто считается террористом?
    Терроризм - сложное социальное явление. Для того чтобы сохранить себя, он вовлекает в террористическую деятельность самых различных людей, выполняющих разнообразные функции. На терроризм работают его истинные хозяева, идеологи, главари, пропагандисты, боевики, вербовщики, инструкторы, разработчики средств совершения терактов, террористы-смертники,

    ЗНАКОМИМСЯ С ЗАКОНАМИ:

    Федеральный закон «О противодействии терроризму» к террористической деятельности относит:


    • организацию, планирование, подготовку и финансирование террористического акта;

    • подстрекательство к террористическому акту;

    • организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованного для совершения террористического акта, а также участие в такой группе;

    • вербовку (вовлечение), вооружение, обучение и использование террористов;

    • помощь в планировании, подготовке или совершении террористического акта;

    • пропаганду идей терроризма, призывы к террористическим актам, оправдание террористической деятельности.
    Каждый, кто занимается любым из перечисленных видов деятельности, считается террористом.
    покровители, спонсоры и т.д. Они с разной степенью втянуты в террористическую деятельность .

    Все ли из перечисленных участников террористической деятельности являются террористами? Ответ на этот вопрос дает закон.

    Все вышеперечисленные участники террористической деятельности, являются преступниками и рано или поздно понесут наказание за свои противоправные действия перед законом.
    ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ: Вы шли из института (школы) и увидели на площадке группу людей. Один из них громко говорил о том, что террористы поступают правильно, взрывая и убивая людей. А другой из них предлагал присутствующим вступить в террористическую организацию.

    Можно ли действия этих двух людей считать преступлением террористической направленности? Сверьте свой ответ с изложенными выше положениями ФЗ «О противодействии терроризму». Посоветуйтесь с учителями и родителями , правильно ли Вы приняли решение.

    4. Кто и почему становится террористом?
    Терроризм нуждается в постоянном пополнении и восстановлении своих рядов. Считается, что средний срок активной деятельности террориста составляет менее трех лет. Далее он либо погибает, либо попадает в тюрьму. Те, кто организуют террористические акты, чаще всего преследуют цель получить доступ к власти и деньгам. Но для организации убийств и взрывов они правдами и неправдами привлекают других людей. При этом в террористические секты активно вербуются две категории людей:

    а) специалисты, имеющие инженерно-техническую подготовку и
    способные планировать и осуществлять разработку средств совершения
    террористических актов;

    б) неквалифицированные в профессиональном отношении лица, имеющие
    те или иные причины примкнуть к террористам (идеологические, материально-
    бытовые, романтизация, стремление избежать уголовной ответственности за
    совершенные ранее преступления, отомстить за что-то властям). Эта категория
    представляет «расходный материал», рассчитанный либо на одноразовое
    использование, либо на непродолжительный срок пребывания в рядах
    террористов.

    Сегодня уже хорошо известно, что не существует какого-либо набора личностных качеств, неизбежно ведущих человека в террористическую организацию. Скорее есть некоторая совокупность предрасполагающих личностных особенностей и социальных условий, сочетание которых может влиять на подбор человека для участия террористической деятельности.

    Каждый человек с детства мечтает стать известным, уважаемым и полезным людям. Большинство людей много и напряженно трудятся, чтобы достичь этой мечты. Они настойчиво

    овладевают знаниями в школе и в КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:


    города Эфеса Герострат заметил, что люди чаще запоминают имена не тех, кто созидает ценности, а тех, кто их самим себе. Только труд делает разрушаем Исключительно для топ^ человека по-настоящему известным и чтобы прославиться, не имеющий уважаемым в обществе.
    университете, осваивают профессию, «ЬСошшисс Г^осгфсгт»

    никаких талантов и не способный к

    Но в любой стране всегда есть добрым делам Герострат поджег Артемиды в своем городе. Так человечество лишилось одного из самых
    добросовестно работают. Своим трудом го храм

    М °д_ од Эф ес житель стр д1 т ев з негр _ еческо т о они приносят пользу обществу, государству, родным и близким и
    люди, которые не способны или не

    желают тр ^ШЬ С^ даже для своего прекрасных своих творений.

    собственного благополучия. Они хотят Стремление человека прославиться

    в психологии называется комплексом Герострата.


    решить свои проблемы легко и быстро, любым, в том числе преступным, путем не затрачивая усилий. Таких людей можно причислить к первой группе риска вовлечения в террористическую деятельность. В детстве такие люди царапают на парте, на стенах лифта или на деревьях свое имя, рассказывают товарищам небылицы о вымышленных подвигах, клевещут на других людей,

    чтобы казаться лучше на их фоне. Они завидуют тем, кто хорошо учится, пользуется авторитетом у старших и товарищей. Это проявляется особенно сильно, когда они подвергаются насилию в семье, не находят признания у близких и значимых для них людей. Бывает так, что их желание заявить о себе, стать знаменитым, становится «сверхценной идеей». Чтобы отличиться, такие люди готовы совершить любой поступок.

    Вторую группу людей, предрасположенных к террористическим действиям, составляют те, кто легко поддается внушению. Такие люди, как правило, попадают под влияние террористической идеологии религиозной направленности. Они быстро впитывают ложную веру. На самом деле в мире нет ни одной религии, которая проповедовала бы вражду между людьми, убийства детей и женщин для сохранения своей исключительности и «правильности». Но есть силы, которые стремятся использовать веру для того, чтобы вызвать у людей ненависть и агрессию по отношению к представителям других взглядов и убеждений.

    Возьмем для примера такую религию, как ислам. В переводе с арабского языка слово «Ислам» означает «Мир». Священная для мусульман книга Коран призывает верующих к мирному сосуществованию и любви. Исламские религиозные лидеры утверждают, что мораль ислама отвергает террор и бесчеловечные акты насилия. Лица, совершающие террористические акты или поддерживающие их, совершают преступление против Всевышнего Аллаха. Бог проклинает любое насилие и жестокость. Вот что по этому поводу написано в Коране:

    «А те, кто неверны в завете Богу, И обещания свои не соблюдают, И разделяют то,

    Чему велел Он быть соединенным, А по земле несут нечестие и зло,-На тех - проклятие (Аллаха), И зла для них обитель воздаянья». (Сура «Гром», аят 25)
    В России проживают порядка 143,4 млн. граждан, представляющих более 100 наций и народностей. Они исповедуют различные вероучения, в том числе христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Ни в одном из них не содержатся положения о необходимости разжигания вражды между людьми. Во всех священных писаниях люди призываются к миру и согласию, независимо от их религиозной принадлежности.

    Против достижения любых, даже самых высоких, целей путем нанесения ущерба другим людям выступает и мировая культура. Эту идею очень ясно и отчетливо сформулировал Ф.М. Достоевский словами одного из героев своих произведений о том, что «весь мир познания не стоит ... слезок ребеночка».

    Третью группу людей, способных быть втянутыми в террористическую деятельность, составляют лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Это может быть связано с потерей работы или социального положения, утратой имущества, болезнью, конфликтом с родными и близкими и т.д. Наиболее

    тяжелые переживания у любого человека вызывает утрата родных и близких, особенно если она связана какими-либо внешними обстоятельствами (авария, драка, преступление, вооруженный конфликт).

    Четвертая группа людей, из которой могут выйти террористы -психически больные и больные-наркоманы. Психически больным может казаться, что они родились на свет для выполнения специальной миссии. В качестве такой миссии они могут рассматривать борьбу с людьми определенной национальности, веры, профессии, уровня достатка. Им «слышатся» голоса, которых на самом деле нет, видятся образы, которых в действительности не существует. Психически нездоровые люди легко могут направляться организаторами террористических актов на совершение преступления, не задумываясь о его последствиях.
    5. Возраст как фактор риска
    В последние годы отмечаются попытки втянуть в террористическую деятельность подростков и юношей, тех, кто по американской возрастной классификации относится к группе тинейджеров. Термином «тинейджеры» («teen» - окончание числительных от 13 до 19 и «age» - возраст) обозначается группа молодых людей, чей возраст - от 13 до 19 лет. Интерес преступников к этой возрастной группе связан с ее психологическими особенностями, которые делают молодёжь крайне уязвимой перед внешним манипулятивным воздействием.
    Дело в том, что в подростковый период в организме человека происходят кардинальные изменения в анатомической структуре, физиологической, нервной и психической системах. Коренным образом меняется телесная организация ребенка. В этот возрастной период ежегодно его тело становится в среднем на 8 - 10 см больше и на 7 - 8 кг тяжелее. Ребенок с удивлением и беспокойством наблюдает процесс своего превращения во взрослого. У некоторых подростков может возникать временное нарушение представлений о собственном теле, достигающее психического расстройства - дисморфофобии. Подросток может казаться себе некрасивым, неуклюжим, слишком толстым или чрезмерно худым. В этих случаях может формироваться нелюбовь, безразличие и даже презрение к своему телу. На рассматриваемом этапе возрастного развития может возникать дисбаланс в формировании сердечно-сосудистой системы. Рост сердца опережает развитие кровеносных сосудов. Это может вызывать нарушение кровяного давления и сердцебиения, ухудшение кровоснабжения мозга, интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, мышления), повышение утомляемости.

    Изменение биоэлектрической активности мозга подростка сопровождается преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Это обусловливает повышение возбудимости, неустойчивости, гиперактивности, проявляющейся в двигательной расторможенности, неусидчивости, чрезмерной

    раздражительности, агрессивности, снижении самоконтроля над поведением, вниманием, памятью, мышлением, речью.

    Кардинальные телесные изменения, появление вторичных половых признаков (например, появление у мальчиков волос на лице и теле, ломка голоса, формирование скелета и мускулатуры мужского типа и т.д.) вызывает «чувства взрослости». Подростки стремятся всячески доказать, что они настоящие взрослые. Некоторые из них начинают курить, периодически употреблять спиртное (часто, преодолевая отвращение), используют нецензурные выражения, переходят на взрослые способы отдыха, развлечений, ухаживаний. В системе ценностей подростков появляются такие ценности «настоящих мужчин», как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе.

    МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Специалисты описывают «подростковый комплекс эмоциональности»,

    симптомами которого являются: беспричинные перепады настроения от безудержного веселья к унынию; повышенная чувствительность к оценке своей внешности, способностей, умений; самонадеянность и безапелляционность суждений в отношении окружающих; сентиментальность и черствость; застенчивость и развязность; желание быть признанным и показная независимость; эгоистичность и самопожертвование; болезненное отношение к нарушению несправедливости; повышенные притязания и пониженная самооценка; борьба с авторитетами и общепринятыми правилами и обожествление случайных кумиров; чувственное фантазирование и сухое мудрствование.

    В этих симптомах выражается крайняя противоречивость натуры подростка, разрывающегося между детством и взрослостью, переживающего, по существу , рождение идентичности взрослой личности.
    Подростки и юноши остро чувствуют свою индивидуальность, активно отстаивают свое право на автономию в сфере моральных установок и ценностей. Чтобы отстоять свою оригинальность и независимость, они порой нарочито демонстрируют крайние взгляды, необычные прически, одежду. Имея сознательные и устойчивые представления о своих правах и обязанностях , молодые люди остро реагируют на замечания, критику в свой адрес. Им кажется, что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены, не принимают всерьез их переживаний. Изменения в поведении подростка нередко становятся причинами конфликтов с родителями и учителями, временного нарушения взаимопонимания между ними, стремления к независимости от взрослых, принятия самостоятельных решений. Подросток ищет новые жизненные смыслы, новых кумиров, стремится получить признание в группах сверстников и более старших людей.

    Как видно из перечисленных симптомов, в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности: острое переживание справедливости, нарушение социальной идентичности, стремление завоевать признание окружающих в качестве взрослого человека, стать членом группы, которая ассоциируется с

    силой и независимостью. Вербовщики в террористы используют важную особенность подростков и юношей - тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград, интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и т.п.
    6. Как становятся террористом?
    Специалисты считают, что не существует какого-либо единого пути попадания в террористические группировки и привлечения к террористической деятельности. Каждый попадает туда своей дорогой. Однако отмечаются некоторые общие тенденции приобщения людей к терроризму.

    Террористами не становятся в одночасье, путем принятия сознательного решения. Становление террористом - это довольно продолжительный процесс формирования человека как преступника. Для этого используются самые различные методы: убеждение, внушение, зомбирование, подкуп, обман, шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для ознакомления, апелляция к патриотическим или религиозным чувствам, восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам, принуждение и т.п. В последнее время в интересах рекрутирования новых террористов широко используется Интернет, где созданы специальные порталы, пропагандирующие экстремистские взгляды, информирующие о способах создания средств совершения терактов и тактике их осуществления. По данным европейских спецслужб, своеобразными центрами идеологической обработки кандидатов в боевики становятся как специализированные образовательные учреждения, так и обычные университеты.

    Путь террориста часто начинается в кругу родных, близких и знакомых людей, мировоззрение которых делит мир на «своих» (как правило, умных, достойных) и «врагов» (чаще всего недалеких, недостойных, презренных, нелюдей), допускает достижение жизненных целей любыми, в том числе преступными, способами. Иногда человек с детства, под давлением окружающих, привыкает чувствовать себя во враждебном окружении, считать, что именно «другие» виноваты во всех его невзгодах и бедах, мечтать о том, чтобы избавиться от этих «других». Если эти «другие» достигают в жизни большего, это воспринимается как проявление высшей несправедливости. Отвергая окружающий мир, будущий террорист болезненно переживает то, что он не принадлежит этому миру, не принят в те или иные социальные группы. Его политические, религиозные, профессиональные взгляды на мир и на себя самого противоречат друг другу. В результате такой человек мучается от того, что не может понять, кто же он на самом деле. Сочетание таких неблагоприятных факторов, как извращенное понимание несправедливости, ощущение социальной отверженности и отсутствие стабильной социальной идентичности многие специалисты называют главными индивидуально-личностными предпосылками приобщения к террористической деятельности.

    Именно на таких людей с ущемленным чувством собственного достоинства, обиженных, переживающих утрату родных и близких, зацикленных на идее мести и обращают внимание вербовщики в террористические организации.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!