Как выглядит мальтийский крест. Мальтийский крест: история и значение. География использования Мальтийского креста

Сложно найти человека, который ни разу в жизни не видел Мальтийский крест. Это и не удивительно, ведь этот странный, ни на что не похожий символ распространен практически по всему миру, и использовали его самые различные организации. Причина такой популярности остается тайной и по сей день. Ученые могут лишь подгонять теорию под реальные факты - не более. Истина же остается неизвестной, и нет никаких гарантий того, что человечество когда-либо сможет разгадать эту тайну. Но от того она становится лишь более интересной.

Что такое Мальтийский крест?

И вообще, является ли он крестом на самом деле? Истина открывается при попытке нарисовать его. Этот символ не зря носит свое название, оно не ошибочно. Он действительно представляет собой четырехконечный крест. Необычный же вид обеспечивается расхождением от центра сторон всех его концов. Кстати, данный факт дал "Мальтийцу" еще одно имя - "восьмиконечный крест". Как читатель уже мог понять, на деле он таким не является. Иллюзию создает раздвоение всех его концов.

Древний орден

Одну из первых своих ролей Мальтийский крест приобрел в ордене Госпитальеров - так называли себя члены Палестинского духовно-рыцарского ордена, основателем которого был Святой Иоан Иерусалимский. О значении этого символа мнения расходятся. Кто-то считает восемь концов олицетворением соответствующего числа воинских добродетелей, кто-то - райских блаженств, обеспеченных праведным членам ордена, кто-то - всех народов, участвовавших в его образовании. Возможно, все эти мнения верны, и значение креста многозначно. Каждый член ордена носил его изображение на одежде и соблюдал все восемь добродетелей: смирение, правду, веру, безгрешие, милосердие, искренность, справедливость, терпение. Изображение больного человека, в головах которого возлежал крест, а в ногах - светильник, стало печатью ордена.

Не все так просто!

Но орден не стал создателем этого символа. Мальтийский крест появился многими тысячелетиями раньше. Существуют два предположения относительно его происхождения. Согласно первому, он является символом аштарских богов - объединенной святой четверки. Согласно второму, он - это не что иное, как соединение лунной и солнечной свастики. Сложно сказать, где на самом деле таится правда - на нашу долю остаются лишь предположения.

Мальтийский крест: значение для христианства

Для современной церкви этот символ весьма и весьма важен. Согласно одной из теорий, он выражает все четыре добродетели истинного христианина: силу духа, благоразумие, воздержание и справедливость. Восемь концов, как и во времена ордена, остаются обозначением блаженств, ожидающих после смерти тех, кто жил праведно.

Другие значения

Помимо всего вышеописанного, Мальтийский крест обозначает объединение четырех сущностей материального, нематериального и человеческого. Это, соответственно, вода, земля, огонь и воздух; энергия, пространство, информация и время; истина, любовь, мудрость и гармония.

Мальтийский крест в Российской геральдике

Следует отметить, что этот символ не раз использовался россиянами. Так, он достаточно долгое время входил в состав полного герба Российской империи. Кроме того, Мальтийский крест использовался такими дворянскими семьями, как Вельго, Кутузовы, Орловы, Толстые, Денисовы и Долгорукие.

Мальтийский крест – символ, пришедший к нам из глубокой древности, но в данном случае необходим целый ряд конструктивных пояснений, так как сегодня большинство ассоциируют Мальтийский крест исключительно с деятельностью рыцарского Ордена госпитальеров. Орден Святого Иоанна (Мальтийские рыцари) действительно использовал Мальтийский крест (значение и история знака в данном контексте будет представлена ниже), но исконно этот символ принадлежал Амальфи, древнему итальянскому городу, который был основан приблизительно в IV веке нашей эры.

Мальтийский крест (значение символа на протяжении веков оставалось неизменным) до сих пор используется в качестве официального герба города Амальфи. Но каким образом этот древний город связан с данным символом и что значит Мальтийский крест, каков сакральный подтекст древнего знака? Дело в том, что Госпитальеры (они же – Иоанниты, а официально – Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна) ведут свое начало именно с Амальфи. Выходцы из этой итальянской провинции стояли у истоков основания рыцарско-религиозной организации, которая поставила себе цель защищать и помогать пилигримам, стремящимся в Святую землю.

Таким образом, Мальтийский крест, значение которого в религиозном контексте достаточно очевидно, стал символом Госпитальеров. При этом важно отметить, что в данном случае Мальтийский крест – символ достаточно специфический, учитывающий не только форму, но и цветовую гамму изображения. Мальтийский крест госпитальеров белый, а фон, на котором он изображается – черный (либо красный). Это канонический вариант и любая другая «версия» не может именоваться Мальтийским крестом.

В 1530 году Госпитальеры были «переименованы» в Мальтийский орден, который был признан Италией в качестве суверенного государства. При этом нужно отметить, что к моменту появления Мальтийского ордена (между прочим, старейшего религиозно-рыцарского формирования в Европе) флаг и герб организации уже не включали в себя Мальтийский крест. Также как и сама Мальтийская республика в качестве государственных знаков выбрала другие символы. Иными словами, как таковой Мальтийский крест (значение символа, вероятно, не всегда было напрямую связано с религией) справедливо относить лишь к традиции ордена Госпитальеров. Это если обращаться к истории, ведь на сегодняшний день данный символ также используется, в частности – его можно увидеть на гербе вышеупомянутого города Амальфи, а также на форме бригад святого Иоанна (Вооруженные Силы Соединенного Королевства).

Теперь перейдем к семантике, и этот вопрос на данном этапе имеет особую важность, ведь сегодня тату Мальтийский крест или подвеска Мальтийский крест не являются чем-то из ряда вон выходящим. Но справедливо ли их использование в этом контексте? Тем более, что большинство людей, использующих эти символы в повседневной жизни, вряд ли на самом деле представляют себе, что значит Мальтийский крест, какова исконная традиция этой эзотерической эмблемы.

Сначала рассмотрим «версию», которая принадлежит непосредственно ордену Госпитальеров. В соответствии с традицией ордена восемь оконечностей креста олицетворяют восемь рыцарских добродетелей – правда, вера, справедливость, милосердие, искренность, терпение, безгрешность и смирение. Также стоит отметить, что изначально в орден входили представители восьми европейских регионов – Англия, Франция, Прованс, Овернь, Кастилия (с Португалией), Арагон, Бавария и Италия. При этом четыре «луча» Мальтийского креста – символ четырех общехристианских добродетелей (справедливость, благоразумие, воздержание и сила духа). Белый цвет (как уже упоминалось, Мальтийский крест всегда белый) олицетворяет чистоту духа, непорочность намерений.

Иногда Мальтийский крест (значение символа в эзотерическом плане мы рассмотрим ниже) также называют Крестом Иоанна Иерусалимского, но другое его название – Георгиевский крест, в корне не верно, так как (и об этом уже не разу поминалось) при определении Мальтийского креста первостепенную роль играет цветовая гамма. При этом справедливо отметить, что Мальтийский крест имеет непосредственное отношение и к русскому государству. По указу Павла I некоторое время он являлся частью герба Российской империи. Правда указ этот так и не был подписан, а сменивший Павла Александр I тут же вернул гербу изначальный вид. Павла при этом не трудно понять, ведь он был членом Мальтийского ордена. Более того, существует версия о том, что правитель России занимал в ордене достаточно высокое положение и ему на хранение были переданы некие реликвии, древние орденские артефакты. Насколько история об артефактах правдива – сложный вопрос, но Павел I действительно состоял в Мальтийском ордене, этот факт не вызывает сомнений.

Современная эзотерика Мальтийский крест рассматривает в отрыве от христианской доктрины, что, как мы увидели, достаточно справедливо, ведь исконно символ не принадлежал никаким духовно-рыцарским орденам, он использовался за много веков (а возможно и тысячелетий) до появления подобных организаций. В этом смысле значение Мальтийского креста может опираться на единство четырех первоэлементов – Огня, Воды, Воздуха и Земли. А «раздвоенные» лучи креста могут указывать на двойственность сущности проявления любой из природных стихий, ведь, к примеру, та же Вода может как дарить жизнь (питая растения, животных и людей), так и отнимать ее (во время наводнений или штормов). Дуалистичность, включающая в себя аспект разрушения и аспект созидания, характерна для многих культов древности, так что в подобной трактовке действительно нет ничего удивительного.

Кроме того, в нумерологии число 8 – число «двойного основания», это предпоследняя ступень, это остановка за шаг до абсолютной гармонии. И в этом контексте значение Мальтийского креста может рассматриваться несколько иначе. Вполне возможно, что точка пересечения четырех его лучей олицетворяет самого человека, его волю, которая и становится тем самым «последним шагом» на пути духовного развития. Так или иначе, но этот благородный символ оставил неизгладимый след в человеческой истории. Однако, так как его истинная семантика до сих пор может быть определена лишь в относительной степени, стоит сказать, что делать тату Мальтийский крест – это все же глупость. А вот бижутерия (кольцо с подобным изображением или подвеска Мальтийский крест) – это же другой вопрос, ведь в таком случае речь идет всего лишь об украшении, а не об эзотерической эмблеме. Мальтийский крест выглядит величественно, он внушает уважение и даже благоговение. Вероятно, все же есть в нем какая-то скрытая сила, о которой нам еще только предстоит узнать.

Историю Ордена Святого Иоанна Иерусалимского обычно начинают отсчитывать с XI века, однако первое упоминание о нем относится еще к четвертому столетию, когда к святым местам Палестины устремились христианские паломники.

Первоначально Орден возник как братство монахов с больницей для пилигримов: тогда в Иерусалиме был основан странноприимный дом (госпиталь), отсюда произошло и второе название рыцарей-иоаннитов - госпитальеры.

Госпиталь размещался недалеко от Храма Гроба Господня и состоял из двух отдельных зданий - для мужчин и для женщин. Госпитальеры взяли на себя заботу о паломниках, прибывающих на Святую землю, обеспечивали их жильем и питанием, лечили заболевших. Долгое время забота о больных и паломниках стояла у госпитальеров на первом месте, и бедных они называли «господами», а себя именовали «слугами».

Печать Ордена Святого Иоанна Иерусалимского изображала лежащего больного со светильником в ногах и крестом в изголовье. Монахи носили длинный черный суконный плащ с узкими рукавами (в знак жизненных тягот) и с нашитым на груди восьмиконечным полотняным крестом, белый цвет которого символизировал их целомудрие.

Четыре направления креста олицетворяли главные христианские добродетели (благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание), а восемь концов его - это восемь благ, обещанных Иисусом Христом всем праведникам.

В 1070 году купец Панталеон Маури из итальянского города Амальфи основал новый госпиталь или, что тоже вполне вероятно, восстановил старый, уничтоженный по приказанию халифа Хакима. Значение братства госпитальеров особенно возросло в эпоху крестовых походов.

В середине июля 1099 года крестоносцы после долгой осады и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Легенда рассказывает, что брат Жерар, глава монашеского общества, самоотверженно пытался помочь своим единоверцам. Он знал, что среди осаждавших начался голод, и стал сбрасывать со стен города на головы крестоносцев свежевыпеченный хлеб. Брата Жерара схватили, и ему угрожала смерть, однако он был избавлен от нее чудесным образом: на глазах судей, перед которыми он предстал, хлеб снова превратился в камни.

Первым государем Иерусалимского королевства стал герцог Готфрид Буйонский. Когда он посетил странноприимный дом, то увидел здесь много раненых соотечественников, и для упрочения положения госпиталя подарил ему деревню Сальсола, располагавшуюся в окрестностях Иерусалима. Четыре рыцаря-крестоносца из свиты герцога добровольно остались у Жерара де Торна и отказались от всего мирского, приняв монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия. Впоследствии братство стало принимать в свои ряды и других рыцарей, чтобы те защищали паломников.

После первого крестового похода благотворительные обязанности рыцарей-госпитальеров отодвинулись на второй план, и к середине XII века Орден превратился в мощное дисциплинированное воинское объединение, а попечением за паломниками и больными стали заниматься монахи. Окончательная трансформация Ордена Святого Иоанна Иерусалимского завершилась при Раймунде де Пюи, который принял титул «магистра Ордена» и выработал его первый устав, разграничивавший функции священников и мирян. Еще в 1130 году римский папа Иннокентий II утвердил знамя Ордена - белый крест все той же формы на красном фоне, а через 4 года специальной буллой Орден Святого Иоанна Иерусалимского перешел под непосредственное подчинение Святого престола. В 1153 году папа Анастасий IV утвердил разделение мирян на рыцарей и оруженосцев, изменилась и форма их одежды: для церковных служителей по-прежнему осталась черная сутана, а рыцари облачились в малиновый супервест, поверх которого надевались латы. Неизменным для всех оставался лишь белый восьмиконечный крест на груди. Чтобы пресечь любую возможность отклонений от предписанной одежды и используемой для ее шитья материи, были разработаны строгие инструкции.

После завоевания Иерусалима войсками султана Салах-ад-Дина рыцари-иоанниты были вынуждены покинуть свою резиденцию и перебрались сначала на Крит, а в 1308 году отняли у турок остров Родос. Впоследствии их новым пристанищем стал остров Мальта, где и сложилась окончательная структура Ордена: Генеральный капитул Ордена стал законодательным органом, избиравшим Великого магистра.

Первые официальные связи России с мальтийцами относятся еще к концу XVII века. Сначала на Мальте побывал русский стольник П.А. Толстой, а в апреле 1697 года здесь с большим почетом принимали Б.П. Шереметева. Рыцари высоко оценили визит русского посланника как признак того, что их знают и чтут повсюду, даже в далекой России. Великий магистр Ордена возложил на русского посла крест Святого Иоанна Иерусалимского, украшенный бриллиантами, и вручил ему патент на кавалерское достоинство - в знак признания растущего могущества и влияния России. Таким образом, первым Мальтийским кавалером России стал граф Б.П. Шереметев.

Через сто лет, в конце ноября 1796 года, в Санкт-Петербург прибыл граф Ю.П. де Литта, представитель Мальтийского ордена, с просьбой к Павлу I принять на себя покровительство Ордену. Павлу I были преподнесены священные реликвии Великого магистра Ла Валлетта - крест и кольчуга. Поэтому, когда в начале 1798 года французская эскадра во главе с Наполеоном захватила Мальту, русский император счел это личным оскорблением. Он принял предложение мальтийских рыцарей стать главой их Ордена: 29 ноября 1798 года состоялась торжественная церемония принятия Павлом I титула Великого магистра, и в тот же день был обнародован указ об учреждении в России ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

При Павле I орден Святого Иоанна Иерусалимского сделался в России высшим знаком отличия как за военные подвиги, так и за гражданские заслуги, хотя здесь с ним и соперничал орден Святой Анны. Пожалование «командорства» считалось едва ли не выше награждения орденом Андрея Первозванного, ведь в этом выражалось еще и наивысшее личное благорасположение императора.

Орден разделялся на три степени и имел традиционные наградные знаки - крест, звезду и ленту. Большая командорская степень имела золотой восьмиконечный крест с раздвоенными концами (как «ласточкин хвост»), залитый с обеих сторон финифтью. В углах соединения лучей креста помещались золотые лилии, верхний луч креста увенчивала большая корона европейского типа с роскошным «трофеем» из рыцарских доспехов, тоже покрытых белой финифтью. Иногда орденский крест жаловали с бриллиантами, что повышало его класс. Большой командорский крест носили на шее на широкой черной ленте.

Командорский крест был несколько меньшего размера и с менее насыщенным атрибутами «трофеем». Его тоже носили на шее на черной, но уже более узкой ленте.

Кавалерский знак представлял собой золотой крест, увенчанный короной и покрытый белой финифтью; его носили на груди на узкой орденской ленте. Ко всем степеням Мальтийского ордена присоединялась золотая звезда в виде Мальтийского креста, которую носили на левой стороне груди левее других звезд.

Орденом Святого Иоанна Иерусалимского могли награждаться и дамы, для чего был установлен знак двух степеней: Большого креста и Малого креста. Кавалерственные дамы Большого креста носили орден на черной муаровой ленте через левое плечо, дамы Малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленты на левой стороне груди.

Были установлены и особые орденские мундиры, но письменных указаний по их поводу не сохранилось, и о внешнем виде мальтийского орденского мундира сейчас можно судить только по парадным портретам конца XVII-XIX веков. Как предполагает исследователь Л.Е. Шепелев, это мог быть красный длинный кафтан с черным бархатным воротником, лацканами и обшлагами, пуговицами с изображенным на них Мальтийским крестом, легкими эполетами с кистями и нашитым на левой стороне груди маленьким белым матерчатым Мальтийским крестом. Кроме мундира кавалерам ордена Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черная бархатная мантия с нашитым на левом плече Мальтийским крестом.

Лента к ордену Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черного цвета (монашеская), что совсем не соответствовало эстетическим нормам русского духа, национального мировоззрения и всей жизнеутверждающей символике наградной системы России. Ведь черный цвет на Руси всегда считался цветом траура и смерти, да и форма Мальтийского креста сильно отличалась от православного.

Однако Павел I Мальтийскому ордену всегда отдавал предпочтение. В Петербурге он подарил Ордену дворец графа Воронцова, располагавшийся на Садовой улице против Гостиного двора. Позади дворца был разбит сад и построена часовня, которая позже стала называться Мальтийской церковью. Мальтийскому ордену были переданы во владение и другие дома, а также определены весьма значительные денежные доходы. Для православного и католического командорств Ордена, которые существовали в России, император передал 50 000 крепостных крестьян и земли в разных частях империи. Весь доход от их труда шел в казну Ордена и отдельным его членам.

Для нижних воинских чинов Павел I установил донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который представлял собой маленький медный восьмиконечный крестик (размером всего в 2,5 см). Три луча его (два поперечных и один нижний) с обеих сторон были залиты белой финифтью, верхний же луч оставался без финифти. В углах соединения лучей креста помещались украшения, стилизованные под лилии. На оборотной стороне указывался порядковый номер: этот знак носили в петлице или на узкой черной ленте.

Императорским указом донаты стали выдаваться «всем нижним чинам Российской армии за двадцатилетнюю службу взамен знака отличия ордена Святой Анны, для сего установленного». Однако такое положение сохранялось недолго, так как после смерти награжденного донат возвращался в Капитул Российского кавалерского ордена.

При Павле I Мальтийским крестом украсился и герб России, а звание «Великий магистр ордена Святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул российского императора.

Однако орден Святого Иоанна Иерусалимского просуществовал в России недолго. Вступивший в 1801 году на престол император Александр I сразу же сложил с себя звание Великого магистра мальтийских рыцарей и убрал чужеродный крест с государственного герба. В 1810 году был обнародован Высочайший указ о прекращении награждений Мальтийским орденом, а в 1817 году он был объявлен несуществующим в Российской империи и все его денежные средства были переданы в государственную казну.

Хотя орден Святого Иоанна Иерусалимского, как российская награда, просуществовал недолго, кавалерами его стали многие выдающиеся люди России. При Павле I русский полководец А.В. Суворов был в опале, но именно этот император пожаловал ему Большой командорский крест. Мальтийским орденом были награждены адмирал Ф.Ф. Ушаков, фельдмаршал М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прославленные россияне.

Сложно найти человека, который ни разу в жизни не видел Мальтийский крест. Это и не удивительно, ведь этот странный, ни на что не похожий символ распространен практически по всему миру, и использовали его самые различные организации. Причина такой популярности остается тайной и по сей день. Ученые могут лишь подгонять теорию под реальные факты - не более. Истина же остается неизвестной, и нет никаких гарантий того, что человечество когда-либо сможет разгадать эту тайну. Но от того она становится лишь более интересной.

Что такое Мальтийский крест?

И вообще, является ли он крестом на самом деле? Истина открывается при попытке нарисовать его. Этот символ не зря носит свое название, оно не ошибочно. Он действительно представляет собой четырехконечный крест. Необычный же вид обеспечивается расхождением от центра сторон всех его концов. Кстати, данный факт дал "Мальтийцу" еще одно имя - "восьмиконечный крест". Как читатель уже мог понять, на деле он таким не является. Иллюзию создает раздвоение всех его концов.

Древний орден

Одну из первых своих ролей Мальтийский крест приобрел в ордене Госпитальеров - так называли себя члены Палестинского духовно-рыцарского ордена, основателем которого был Святой Иоан Иерусалимский. О значении этого символа мнения расходятся. Кто-то считает восемь концов олицетворением соответствующего числа воинских добродетелей, кто-то - райских блаженств, обеспеченных праведным членам ордена, кто-то - всех народов, участвовавших в его образовании. Возможно, все эти мнения верны, и значение креста многозначно. Каждый член ордена носил его изображение на одежде и соблюдал все восемь добродетелей: смирение, правду, веру, безгрешие, милосердие, искренность, справедливость, терпение. Изображение больного человека, в головах которого возлежал крест, а в ногах - светильник, стало печатью ордена.

Не все так просто!

Но орден не стал создателем этого символа. Мальтийский крест появился многими тысячелетиями раньше. Существуют два предположения относительно его происхождения. Согласно первому, он является символом аштарских богов - объединенной святой четверки. Согласно второму, он - это не что иное, как соединение лунной и солнечной свастики. Сложно сказать, где на самом деле таится правда - на нашу долю остаются лишь предположения.

Мальтийский крест: значение для христианства

Для современной церкви этот символ весьма и весьма важен. Согласно одной из теорий, он выражает все четыре добродетели истинного христианина: силу духа, благоразумие, воздержание и справедливость. Восемь концов, как и во времена ордена, остаются обозначением блаженств, ожидающих после смерти тех, кто жил праведно.

Другие значения

Помимо всего вышеописанного, Мальтийский крест обозначает объединение четырех сущностей материального, нематериального и человеческого. Это, соответственно, вода, земля, огонь и воздух- энергия, пространство, информация и время- истина, любовь, мудрость и гармония.

Мальтийский крест в Российской геральдике

Следует отметить, что этот символ не раз использовался россиянами. Так, он достаточно долгое время входил в состав полного герба Российской империи. Кроме того, Мальтийский крест использовался такими дворянскими семьями, как Вельго, Кутузовы, Орловы, Толстые, Денисовы и Долгорукие.

Мальтийский крест имеет и другое значение. Название «госпитальеры св. Иоанна» рыцари сохранили, равно как и чёрную мантию с вышитым белым шёлком восьмиконечным крестом - символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей.

Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь рыцарских заветов. Сейчас этим крестом пользуются санитарные бригады святого Иоанна (Англия). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.

Крест Святого Петра - (также известный как перевёрнутый крест) обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско католической традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест - Универсальный символ, ведущий свое происхождение из наиболее древних времен.

Крест Распятия - Эта форма креста возникла не вместе с Христианством. Сила сама по себе (левый рукав) удерживает отрицательную полярность только в том случае и до тех пор, пока не будет квалифицирована положительной полярностью божественной Любви (правый рукав). Это есть минусовая сторона Жизни, где плюсовое колебание потенциала, высвобожденного из Духа, входит в материальное проявление.

Мальтийский крест (символ)

Северный рукав креста представляет собой дневную сторону существования, а три нижних рукава — ночную сторону. Левый рукав Мальтийского креста, будучи отрицательным рукавом Троицы в форме, сам по себе символизирует отрицательную сторону Жизни, где подвешены три нижних рукава.

В момент завершения полного объединения Бога и человека возникает эффект солнечного взрыва, при котором свет изходит из точки в центре креста. Бог находится в Истине Всего-во-всем — не только в принципе, но также и в практическом применении! Специально, чтобы расставить все точки над «Ё» и была написана эта статья.

Ездите ли на них, строите ли их — не играет особой роли. Начиная разговор на эту тему, мы подразумеваем нечто большее, чем просто исторический взгляд на Железные и Мальтийские кресты. Крест, хоть и применялся и применяется в других вариациях, шире всего использовался именно в военных украшениях.

Существенная разница между ними так же зависит от их значения и места в истории. Однако, прежде чем мы приступим к исследованию использования этого знака, необходимо рассмотреть само понятие креста. В Христианстве крест призван напоминать о распятии Христа, а тем, что он пуст — о Его воскрешении. Множество стран использовали крест в качестве главного военного украшения и награждали им тех, кто верой и правдой служил государству.

В 1530 году император Карл V предоставил Мальту в распоряжение Ордена, с самых тех пор и называвшимся Мальтийским. Предполагается, что восемь концов креста олицетворяют восемь клятв, которые давали рыцари Ордена:1. Быть искренним и чистосердечным8. История Железного Креста уходит своими корнями в 1813 год, когда прусский король Фридрих Вильгельм III впервые учредил его во время войны за освобождение Пруссии от войск Наполеона.

Часть из них оседлали мотоциклы, оделись в чёрную кожу, нацепив на неё трофейные свастики и железные кресты

К концу войны количество степеней Железного Креста увеличилось до восьми. Официально фашистская символика была убрана с Железного Креста в 1957 году. Но до сих пор у многих он ассоциируется исключительно с отрицательными эмоциями. Многие из них так до конца и не смогли найти себя в ставшем чужим для них обществе.

И вот уже Железный Крест занял новое место в истории. Цвета ленты Железного Креста были также изменены. И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. В любых других случаях крест — нейтральный символ, зачастую абсолютно симметричный и регулярно используемый в искусстве. Железный Крест, или Iron Cross, наверное, наиболее известная германская награда. Именно в то время Мальтийский Крест приобрел форму, которая известна и в наши дни — белый крест с восемью острыми окончаниями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!