Рождаемость. Методы изучения, общие и специальные показатели. Факторы, влияющие на уровень рождаемости. Факторы, оказывающие влияние на рождаемость Какие факторы влияют на коэффициент рождаемости

Уровень рождаемости на той или другой территории в тот или другой период времени зависит от ряда факторов. Одним из них является репродуктивное поведение. Под репродуктивным поведением, понимают систему действий и отношений, которые приводят к рождению определенного числа детей в семье, или вне брака. Репродуктивное поведение охватывает, с одной стороны, действия и отношения, связанные с осуществлением полного репродуктивного цикла и последовательным изменением репродуктивных событий, а с другим - действиями и отношениями, которые препятствуют наступлению каждого звена репродуктивного цикла. Для обозначения последних используют понятие «регулирование рождаемости», «внутрисемейный контроль за рождаемостью», «планирование семьи».

Различают три главных типа репродуктивного поведения - многодетное (потребность в 5 и более детях), среднедетное (потребность в 3-4 детях) и малодетное (потребность в 1-2детях). Многодетное репродуктивное поведение предопределено преимущественно биологическими факторами - особенностями плодовитости; для малодетного типа репродуктивного поведения характерно предупреждение и прерывание беременности.

Репродуктивное поведение реализуется через репродуктивные установки. Репродуктивная установка - это психический регулятор поведения, означающая готовность к определенному результату репродуктивного поведения, приемлемость для личности рождения определенного количества детей, в т. ч. сыновей и дочерей. Как правило, выделяют два вида установок: установки детности, которые регулируют достижение главного результата репродуктивного поведения, и установки, связанные с практикой контрацепции.

Сведения о репродуктивных установках получают при опросах исключительно у женщин. Самыми распространенными в демографии являются показатели - желаемое количество детей, ожидаемое количество детей, планируемое количество детей. Самый надежный среди них - показатель ожидаемого количества детей. Эмоции измеряют, как правило, при изучении репродуктивной мотивации, которая раскрывает качественную сторону потребности в детях, ее содержание и выражает побудительный компонент репродуктивной установки.

Репродуктивная мотивация , или мотивы рождения детей, - это психическое состояние личности, которое побуждает ее к достижению личных целей через рождение определенного количества детей. Мотив рождения характеризует смысл появления ребенка любой очередности, а также определенного пола. Различают экономические, социальные и психологические мотивы рождения детей.

Экономические репродуктивные мотивы связаны со стремлением улучшить благосостояние семьи и экономический статус родителей с помощью различных льгот при рождении определенного количества детей. Социальные репродуктивные мотивы способствуют сохранению или повышению социального статуса родителей и их общественного авторитета и престижа, наследственности рода и семьи. Психологические репродуктивные мотивы: наполнение своей жизни смыслом, потребность в сыновней или дочерней любви, стремление продлить себя в детях, потребность в заботе о маленьком ребенке и любви к нему, стремление передать ему свой жизненный опыт, воспитать в нем личность, желание избежать одиночества в старости, желание членов семьи укрепить брак и т. п.

Для разных исторических периодов приоритетными были разные мотивы. Разными могут оказаться и пространственные составляющие части репродуктивной мотивации. В прошлом приоритетными были экономические репродуктивные мотивы. В условиях малодетности рождение одного или двух детей связано, прежде всего, с психологическими мотивами. Показатели рождаемости в разных странах значительно варьируют в зависимости от комбинированного влияния многих факторов: физиологических, брачно-семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных.

Физиологический фактор рождаемости определяет количество детей, которое может родить женщина за репродуктивный период. Он также включает длительность репродуктивного периода. У женщин этот период начинается в 12-17 лет и заканчивается приблизительно в 45 лет. У мужчин репродуктивный возраст начинается около 15 лет, а заканчивается в 55-70 лет, а иногда и намного позже. К генетическим факторам рождаемости можно отнести совместимость или несовместимость у мужчины и женщины резус-фактора.

К природно-биологическим факторам относят разную сте­пень адаптации женских и мужских организмов к условиям природной среды (что может оказывать влияние на количе­ство рождений девочек и мальчиков, а также разной их смер­тности в младенческом возрасте); влияние климатических ус­ловий на время наступления половой зрелости в разных при­родных зонах; влияние болезней, связанных с природными эле­ментами (сонная болезнь в тропиках, малярия в заболоченных местах и др.).

Брачно –семейные факторы: возраст вступления в брак, степень охвата населения брачными отношениями, возможность разводов и повторных браков, формы брака и типы семьи. В большинстве стран существуют законы, которые устанавливают минимальный брачный возраст, варьирующий от 12 до 18 лет в различных странах. Высокий удельный вес людей, находящихся в браке, создает дополнительные предпосылки для повышенной рождаемости. Хотя брачность - не обязательное условие рождаемости и часть детей рождается вне брака. Основная часть детей в большинстве стран рождается у людей, которые находятся в браке. Другая ситуация в странах Латинской Америки, Карибского бассейна и на островах, которые прилегают к Африке (на Сейшельских островах, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи), где распространено внебрачное сожительство, или конкубинат.

На репродуктивное поведение влияет религиозная принадлежность .

Большинство направлений буддизма поощряют безбрачие и вместе с тем содержат ряд положений, объективно способствующих повышению рождаемости. Так, в этой религии существует положение проахимсе, которое запрещает лишаться не только от уже рожденного ребенка, но плода.

В соответствии с христианской моралью, единственной целью брака является рождение детей, что положительно влияет на рождаемость. Но для христианства некоторых направлений (в первую очередь для восточных церквей) характерен аскетизм: верующие должны направлять все свои помыслы к Богу, а не к земным наслаждениям.

Ислам призывает как можно больше и как можно быстрее увеличивать последователей ислама, поэтому в большинстве мусульманских стран самая высокая рождаемость. Каноны ислама не устанавливают женщинам нижней возрастной границы для возможности половых отношений. Занимая более низкое социальное положение по сравнению с мужчиной, мусульманская женщина может немного повысить его, лишь став матерью большого числа сыновей. Высокой рождаемости мусульман способствует в частности их отношение к абортам: по законам ислама зародыш с момента зачатия считают человеком и его уничтожение приравнивают к убийству.

Также на уровень рождаемости влияют существующие у народа традиции и обычаи. У подавляющего большинства народов в прошлом, существовала традиция многодетности, которая в развивающихся странах сохраняется и в настоящее время. Считается, что многодетность повышает престиж семьи. Семьи, имеющие большое количество детей, особенно сыновей, пользуются особым почетом. Обычаи, которые влияют на репродуктивное поведение, играют значительную роль лишь в традиционных обществах.

В развитых странах более сильное влияние на уровень рождаемости имеют социально-экономические факторы: образовательный и общекультурный уровень, благосостояние, степень урбанизации, вид занятий. Уровень образования, как и культурный уровень в целом, обычно находится в обратной зависимости относительно показателей рождаемости. Рост образовательного уровня приводит к ро­сту брачного возраста, а позднее вступление в брак сокращает длительность производительного цикла женщин. Женщины с высшим обра­зованием в среднем имеют в 2-3 раза меньше детей, чем с на­чальным образованием. Вовлечение женщин в общественное производство приводит к ограничению числа рождений. С повышением образовательного и культурного уровня у людей растет круг интересов, и они часто не хотят отказываться от интересных для них занятий ради рождения еще одного ребенка. Высокообразованные люди лучше информированы о способах предупреждения беременности, и потому эффективнее практикуют внутрисемейное планирование рождаемости.

С повышением образовательного уровня в большинстве стран улучшается и благосостояние людей. В целом уровень благосостояния также находится в обратной зависимости относительно рождаемости, хотя эта связь не абсолютна. Например, в периоды, когда страна переживает кризис, и доходы населения сокращаются, падает и рождаемость, и, напротив, с улучшением материального положения нередко реализуются рождения, которые раньше откладывались. Однако обеспеченные слои обычно имеют меньше детей, по сравнению с малоимущими. Именно семьи из социально благополучных кругов общества стали первыми практиковать регулирование рождаемости.

От уровня образования обычно зависит и вид занятий, обусловливающих дифференциацию рождаемости по видам трудовой деятельности. На показателях рождаемости отражается и процесс урбанизации. Для городского населения обычно характерен более низкий уровень рождаемости по сравнению с сельским. Кроме этого, нужно учитывать и возрастную структуру населения, что, тоже достаточно серьезно влияет на показатели рождаемости.

В действительности разные факторы тесно переплетены между собой и совокупно действуют на формирование уровня рождаемости. Связь снижения рождаемости с ростом контрацепции и искус­ственных абортов нашла, в частности, отражение в соответствующих разработках в рамках макроэкономической, или факторной, концеп­ции (X. Лейбенштейн, Э. Коул, X. Бешлоу, Б. Урланис и др.) Несмотря на критику данного направления исследований, в условиях малодетности в Украине проблема связи уровня рождаемости и контрацептивного поведения сохраняет свою значимость.

В середине 60-х годов получает распространение термин «потребность в детях». В процессе экономического раз­вития растет цена человеческого времени, оно превращается в самостоятельный фактор благосостояния семьи и ее отдельных членов. Поэтому рождение каждого ребенка объективно снижает «его предельную полезность», что является важ­ной причиной снижения рождаемости. В то же время экономиче­ский прогресс предъявляет новые, постоянно растущие требования к качеству детей, стимулирует на это дополнительные, постоянно растущие затраты времени родителей и их финансовых средств. На уровне общества в целом и на уровне отдельного домохозяйства (семьи) происходит неизбежный выбор между количеством и каче­ством «человеческого капитала».

Ряд демографов (А.Г. Волков, А.Я. Кваша, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский, А.И. Антонов, В.А. Борисов и др.) считают, что главной причиной уменьшения рождаемости стало постепенное изменение, а затем и отмирание экономической состав­ляющей потребности в детях, или экономической мотивации дето­рождения. В демографической истории нашей страны выделяют два этапа: «вынужденной» малодетности (в основном довоенный период) и «добровольной» малодетности, т.е. современный этап, когда повыше­ние рождаемости или возврат к более высокому ее уровню стали невозможными из-за изменившихся норм детности.

Переход от многодетности к малодетности связан с переоценкой ценностей, с изменением жизненных установок и этической системы, господствующей среди населения. Существуют и другие взгляды и мне­ния, но ясно одно: снижение рождаемости - это закономерный про­цесс, и для каждой отдельной страны он имеет свои особенности.

3.Показатели измерения рождаемости

В демографии применяются два способа изуче­ния демографических процессов и явлений - метод условного поколения и метод реального поколения. Соответственно показа­тели рождаемости делятся на показатели, относя­щиеся к периоду времени (обычно году), и показатели, характе­ризующие определенную когорту, или поколение (если речь идет о когорте по году рождения), или когортные показатели. Пер­вые характеризуют рождаемость, наблюдавшуюся в течение оп­ределенного периода, вторые - рождаемость, свойственную опре­деленным группам женщин, их репродуктивную историю.

1. Абсолютное число рождений показывает, сколько всего де­тей родилось в том или ином населении за определенный пери­од, обычно за год. Величина абсолютного числа рождений дает первое представление о количественных величинах рождаемо­сти, позволяет производить их сравнения по различным перио­дам времени и различным территориям. Информацию об абсо­лютных числах рождений получают в ходе учета естественного движения населения, обрабатывая статистические регистраци­онные формы свидетельств о рождении, в ходе переписей и вы­борочного учета.

2.Общий коэффициент рождаемости рассчитывается как от­ношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно за год. Это отношение для нагляд­ности умножается на 1000, т.е. общий коэффициент рождаемо­сти измеряется в промилле, %о:

GBR= ---------- . 1000 %о,

где В - абсолютное число рождений за год;

P- среднее население;

Т - длина периода;

СВR - общий коэффициент рождаемости.

Величина общего коэффициента рождаемости дает приближенное представление об уровне рождаемости, поскольку сильно зависит не только от интенсивности рождаемости, но и от демографических и других структур, в первую очередь, от возрастно-половой и брачной.

Величину общего коэффициента рождаемости можно исполь­зовать и для динамических и межтерриториальных сравнений уровня рождаемости.

Российские демографы В.А. Борисов и Б. Урланис предложили примерную шкалу величин общего коэффициен­та рождаемости, согласно которой его значения меньше 16%о считаются низкими, от 16 до 24%о - средними, от 25 до 29%о -выше средних, от 30 до 40%о - высокими, более 40%о - очень высокими.

3.Специальный коэффициент рождаемости рассчитывается применительно к той части населения, которая «производит» рождения, т.е. по отношению только к численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет). Специальный коэффициент рождаемости ра­вен отношению общего числа рождений за год к среднегодовой численности женщин репродуктивного возраста, умноженному на 1000%о:

GBR= ---------- . 1000 %о,

где GВR - специальный коэффициент рождаемости;

В - абсолютное число рождений за год;

F 15- 49 - среднегодовая численность женщин репродуктивного возраста.

4.Частные коэффициенты , рождаемости рассчитываются для устранения влияния других демографических и недемографи­ческих структур. При значительной величине внебрачных рождений, часто рассчи­тывают коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости , равные соответственно отношению чисел родившихся в браке и вне брака, к среднегодовой численности женщин, состоя­щих и не состоящих в браке.

Важное место занимают повозрастные коэффициенты рождаемо­сти, которые измеряют чистую интенсивность рождаемости в конкретной возрастной группе. Повозрастные коэффициенты можно рассчитывать для одногодичных возрастных интерва­лов, или для пятилетних (десятилетних) возрастных интер­валов.

Существуют показатели по очередности рождения, т.е. по­рядок рождения; это специальный коэффициент рождаемости по порядку рождения; повозрастной коэффициент рождаемости по порядку рождения; вероятность рождения ребенка опре­деленной очередности.

5.Суммарный коэффициент рождаемости . Суммар­ный коэффициент рождаемости характеризует среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь при сохранении существующих уровней рождае­мости в каждом возрасте независимо от смертности и от изме­нений возрастного состава. Суммарный коэффициент рождаемости равен сумме возраст­ных коэффициентов во всех однолетних возрастных интервалах, деленной на 1000. Он показывает, сколько детей родила бы женщина за период от 15 до 50 лет (т.е. фактически за всю свою жизнь) при условии неизменности возрастных коэффициентов рождаемости, определенных в расчетном году. Суммарный коэффициент рождае­мости не зависит от половозрастного состава населения и поэтому является наиболее точным показателем интенсивности рождений. К тому же этот показатель интегральный, т.е. позволяет охарактери­зовать рождаемость одним числом.

По этому показателю можно оценить и воспроизводство населе­ния в целом. При низком уровне смертности для того, чтобы пре­дыдущее поколение было равно последующему, необходимо, чтобы суммарный коэффициент рождаемости был равен 2,15. Реальный коэффициент делят на это значение и определяют тип воспроизвод­ства населения. Если реальный показатель меньше значения 2,15, то интенсивность рождений можно считать низкой, и в каждом следу­ющем поколении будет меньше людей, чем в предыдущем. Если показатель больше 4,3, то интенсивность рождений можно считать высокой, и в каждом следующем поколении людей будет примерно в 2 раза больше, чем в предыдущем. Интенсивность рождений при показателе от 2,15 до 4,3 считается средней.

У суммарного коэффициента рождаемости есть недо­статок. Он показывает интенсивность рождений по данным на каж­дый конкретный год. Но некоторые внешние факторы при условии высокой степени внутрисемейного регулирования рождений могут вносить существенные отклонения в ежегодные показатели. Так, в период социально-экономического кризиса многие семейные пары откладывают рождение детей «до лучших времен». Соответственно суммарный показатель резко падает, но затем - по мере улучшения социально-экономической ситуации - резко растет. И, наоборот, под влиянием государственной политики (выделение больших пособий при рождении детей и т.п.) многие пары решают завести ребенка именно сейчас, а не через несколько лет, как это планировалось ранее. Но в конечном итоге число детей у данной пары останется таким же, как первоначально намечалось. Соответственно вначале суммар­ный коэффициент резко увеличивается, а затем так же резко сокра­щается. Изменение сроков рождения детей в течение репродуктив­ного периода называется таймингом рождений. Суммарный коэффициент рождаемости в отдельные временные интервалы может зависеть от тайминга, не отражая реальных тенденций изменения интенсивности рождений. Но на больших временных интервалах этот недостаток исчезает.

Первая группа факторов, влияющих на естественное движение населения - социально-экономические. Однако, на смертность и рождаемость влияют различные факторы, следовательно необходимо дальнейшее разграничение факторов. Рассмотрим факторы, влияющие на рождаемость. К ним относятся: уровень денежных доходов, обеспеченность жильем, статус на рынке труда, профессиональный статус, образование, тип поселения, отношение к религии, ценности и пр.

Поселенческие различия. По темпам рождаемости в последние 3 года город опережает село, и вероятность рождений у жительниц города была выше, чему сельских жительниц. На город, если судить по доле женщин в фертильных возрастах, приходилось 70 % всех рождений, причем в отношении первых рождений эта доля еще выше (72 %), а для всех последующих рождений несколько ниже (68 %). В сравнении с тенденцией предыдущего десятилетия, когда городское население острее отреагировало на социально-экономическое неблагополучие спадом рождаемости, чем сельское, это означает, что сейчас именно город отвечает на экономический рост повышением числа рождений. Обращает на себя внимание, что это в основном первые рождения, в то время как на селе продолжают "лидировать" дети вторые, третьи и т.д. Скорее всего, в городе идет рост так называемых отложенных рождений, т.е. рождений, которые в период экономической нестабильности были перенесены на более поздний срок.

Положение на рынке труда. Наличие работы стало одной из базовых ценностей для современной российской женщины, и риск потерять работу в связи с рождением ребенка ставит женщину перед трудным выбором. Вообще экономическая теория рождаемости исходит из того, что влияние женской занятости на деторождение должно быть отрицательным, тогда как влияние мужской занятости - положительным. Но есть аргументы и в пользу гипотезы, согласно которой незанятые женщины, не имеющие трудового дохода и чувствующие себя неуверенно в материальном смысле, также откладывают рождения или даже отказываются от них.http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0309/analit02.php-_FNR_19#_FNR\_ 19.

Среди родивших женщин больше тех, кто имел занятие за год до рождения ребенка (70 % против 30 % незанятых). Между тем доля занятых среди неродивших также очень высока - 74. Невозможно с уверенностью говорить о существовании различий в рождаемости при наличии (отсутствии) занятости у женщин.

Между тем важно другое: значимость трудового статуса партнера. В парах, где партнер занят, вероятность рождений принципиально выше (91 %), чем в союзах, в которых мужчина является безработным (5 %) или же экономически неактивным (4 %).

Доходы населения. С одной стороны, с ростом доходов семьи сокращение душевого дохода, почти неизбежного при появлении ребенка, становится не столь болезненным. Следовательно, рост доходов населения должен способствовать повышению рождаемости в стране.

В последние 15 лет в России на фоне неустойчивой экономической динамики, которая сопровождалась существенным падением доходов населения, шел процесс откладывания рождений. Далее падение доходов сначала было приостановлено, а в последние 4 года наблюдается их рост. В этой связи анализ фактических рождений уместно сопоставить с будущими намерениями населения относительно деторождения. Если сравнить фактические рождения с планами иметь детей в будущем, то получается, что тенденция зеркально изменяется: относительно бедные менее склонны к будущим рождениям, в то время как средне- и высокообеспеченные семьи уверенно формулируют намерения иметь детей.

Жилищные условия. Состояние жилищной обеспеченности можно измерить числом комнат на одного члена домохозяйства. Наименьшее число рождений наблюдается в тех семьях, где обеспеченность жильем критически низка, самые высокие показатели - в средних группах, и число рождений вновь снижается в группе домохозяйств, где на каждого члена семьи приходится не менее одной отдельной комнаты.

Уровень образования. Большинство демографических исследований отмечают сильное влияние на рождаемость уровня образования населения. Действительно, снижение рождаемости в странах Запада и в бывшем СССР часто связывают со стремительным ростом уровня образования, в первую очередь женщин. И наоборот, высокую рождаемость демонстрируют в основном страны третьего мира, где доступность и качество образования значительно отстает от мировых стандартов.

Если рассмотреть влияние образования на рождаемость в возрастном разрезе, то можно увидеть существование определённой закономерности: чем ниже уровень образования, тем раньше происходит рождение.

Религиозность. Религия имеет прямое отношение к формированию демографического типа поведения. В частности, этнические группы, исповедующие ислам, практически во всех странах мира демонстрируют повышенные показатели рождаемости. Наши модели также показывают наличие этой связи, хотя значимость указанной переменной не подтверждена.

Между тем в последние три года более активная рождаемость наблюдалась среди женщин, которые слабо ассоциируют себя с религией. Правда, скорее это отражает тот факт, что в современном обществе таких людей большинство. Относительно невысокий вес рождений среди женщин-мусульманок - результат их относительно низкой доли в выборке обследования.

Рассмотрим теперь факторы, влияющие на смертность: кризисные явления в экономике, состояние экологии, медицины, неудовлетворённость жизнью и духовное неблагополучие.

Экологический фактор. После распада Советского Союза, когда смертность россиян резко выросла до аномального уровня, нагрузка на окружающую среду уменьшилась, в первую очередь, в связи с падением производства и многократным снижением уровня химизации сельского хозяйства. Объемы выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду, в целом, существенно сократились. В середине 1990-х впервые за долгие годы наступила некоторая стабилизация окружающей среды. Все это происходило на фоне катастрофического роста смертности населения. Нет сомнения, что неблагоприятная экологическая ситуация негативно сказывалась и сказывается на здоровье россиян и вносит определенный вклад в повышенную смертность, в особенности, в зонах экологического бедствия.

Экономический кризис 1990-ых. Собственно кризис нельзя рассматривать как сильный катализатор смертности, однако он усилил действие других факторов - состояния медицины, неудовлетворённости жизнью.

Кризис медицины. Экономическая ситуация в стране, как правило, сильнейшим образом отражается на состоянии медицины и системы здравоохранения в целом. Принято считать, что именно кризис российской медицины является основным фактором смертности в России. Приоритетный национальный проект "Здоровье" призван улучшить состояние сферы здравоохранения

Неудовлетворенность жизнью и духовное неблагополучие. Достаточно распространенным является утверждение о том, что социальный стресс, неудовлетворенность постсоветской действительностью вносят существенный вклад в сверхсмертность россиян. Стресс влияет не только на прямой суицид, но и "суицид опосредованный", сознательно вызванный, во-первых, соответствующим отношением к себе. Так, мужчины реже, чем женщины, ходят к врачам, меньше денег тратят на лекарства, поскольку считают, что настоящие мужчины должны терпеть, а не бегать по врачам. Следствием этого являются запущенные, недолеченные, а нередко уже и неизлечимые болезни. А во-вторых, образом жизни, постоянными компонентами которого являются - курение, неумеренное потребление алкоголя, приводящее не только к отравлениям, но и к несчастным случаям на производстве, транспорте, утоплениям, убийствам, замерзаниям, повышенной смертности от онкологических заболеваний, а также другие формы рискованного поведения (например, управление автомобилем без ремней безопасности).

Курский социологический клуб (КСК) — неформальное объединение лиц, занимающихся социологией. Клуб создан для популяризации социологических наук, а также для организации проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований. Участники клуба — преподаватели, аспиранты, студенты, а также все, кто проявляет интерес к социологии. Базовая кафедра клуба — кафедра философии и социологии Юго-Западного государственного университета. Координатор клуба — Подгорный Б. Б., кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии ЮЗГУ.

Раздел — краткая информация о зарегистрированных участниках клуба.

Каждый участник клуба имеет личные страницы на и языках, на которых представлены сведения о научной, исследовательской и профессиональной деятельности участника клуба.

Раздел — публикуются сведения о выполненных и проводимых в настоящее время научных проектах под руководством или при участии членов Курского социологического клуба, социологических исследованиях отдельными участниками или временными научными коллективами клуба.

Раздел — представлены электронные версии учебников, методических пособий, другой литературы по направлениям деятельности участников клуба. Формируется библиотека участниками клуба через координатора клуба.

В разделе участники клуба, ведущие преподавательскую деятельность, могут открывать личные страницы, где будут размещены представленные учебные и методические материалы.

Раздел — предложение для юридических и физических лиц о проведении социологических исследований различных сторон общественной жизни по таким направлениям, как политика, общество, государство, экономика, образование, культура, религия.

В разделе представлены на английском языке краткие сведения о клубе, предложение о сотрудничестве, информация о зарегистрированных участниках Курского социологического клуба.

Пользоваться информацией, размещенной на сайте клуба, могут любые посетители сайта, однако статус участника клуба дает дополнительные привилегии:

Участник клуба имеет право принимать участие во всех очных и онлайн мероприятиях, проводимых клубом.

Участник клуба имеет возможность обнародовать результаты своей научной деятельности, а также ознакомиться с результатами научной деятельности своих коллег.

При получении клубом заявок на выполнение социологических исследований, временные научные коллективы формируются из участников клуба (на добровольной основе).

Чтобы стать участником клуба, необходимо подать заявку координатору клуба по E-mail: [email protected] или [email protected]. В заявке укажите ФИО, ученую степень, место работы (учебы), контактный телефон, планируете ли Вы принимать участие во временных научных коллективах, создаваемых из участников клуба для проведения исследований.


Рождаемость - процесс возобновления новых поколений, в основе кото­рого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства. На уровень и ди­намику рождаемости влияют также социально-экономические, исторические, куль­турные и другие факторы.

Для определения интенсивности процесса рождения обычно пользуются показателями рождаемости:

Как статистический показатель рождаемость определяется отношением числа родившихся живыми в данном году к среднегодовой численности населения, умноженным на 1000. В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8-10‰, преобладают однодетные семьи. В девяностые годы двадцатого века в России отмечалось резкое снижение рождаемости, уровень которой составлял 8-9‰ (в Ставропольском крае - 10‰). Начиная с 2005 года, рождаемость начала медленно повышаться, достигнув в 2013 году 13,2‰. В Европейских странах уровень рождаемости низкий - 9-12‰, в странах Юго-Восточной Азии высокий - более 25‰. Для углубленной характеристики рождаемости необходимо знать показатели общей и повозрастной плодовитости (фертильности). Показатель фертильности определяется отношением числа родившихся живыми к числу женщин детородного возраста (15-49 лет), умноженным на 1000. В России этот показатель составляет 58,8 на 1000 женщин фертильного возраста. Повозрастные показатели рождаемости (плодовитости) определяются отношением числа родившихся живыми детей у женщин различных возрастных групп (15-19, 20-24, 25-29 лет и т. д.) к числу женщин соответствующей возрастной группы, умноженным на 1000.

Общий коэффициент рождаемости не дает исчерпывающего представле­ния об интенсивности процесса деторождения, пригоден лишь для приблизи­тельной, грубой характеристики и оценки явления, которое в значительной сте­пени зависит от социально-демографической структуры населения.

Факторы, влияющие на уровень рождаемости:

а) состав населения по полу

б) социально-экономические факторы

в) образовательный уровень женщин

г) занятость женщин в общественном производстве

д) помощь государства семьям, имеющим детей

е) традиции народа и религия

ж) состояние здоровья женщины

з) время вступления в брак

и) браки и разводы

к) соотношение абортов и родов

Основные причины снижения рождаемости в РБ:

Участие женщин в производстве

Высокий уровень образованности

Социально-материальное положение семьи

Специальные показатели рождаемости:

1) коэффициент плодовитости - среднее количество детей, рожденных одной женщиной; позволяет устранить влияние половой и частично возрастной структур населения.



2) повозрастные показатели рождаемости - рождаемость среди женщин определенного возраста (интервалы 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49 лет).

Коэффициент плодовитости менее 64 - низкий, 64-100 - средний, 101-120 - выше среднего, 121-160 - высокий, 161 и более -очень высокий.

3) показатели воспроизводства

а) суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь фертильный период жизни. Данный показатель не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данный календарный период.

б) брутто-коэффициент воспроизводства («грязный», «неочищенный» ко­эффициент) - число девочек, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста (15-49 лет)

в) нетто-коэффициент воспроизводства («чистый», «очищенный» коэффи­циент) - число девочек, достигающих половоз­релого возраста, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста. Характеризует степень замещения поколения жен­щин их дочерями и представляет обобщенную характеристику не ближайших перспектив роста населения, а уровней рождаемости и смертности в данный период.

По нетто-коэффициенту судят о типе воспроизводства населения :

а) расширенное - нетто-коэффициент больше 1;

б) простое - нетто-коэффициент равен 1;

в) суженное - нетто-коэффициент меньше 1.
Нетто-коэффициент воспроизводства может быть рассчитан не только для женского, но и мужского населения по методике расчета этого показателя для женского населения. Он показывает, сколько мальчиков оставляет после себя каждый мужчина с учетом того, что часть их не доживет до возраста отца в момент их рождения.

Билет № 10

1. Травматизм как медико-социальная проблема. Система лечебно-профилактических учреждений и мероприятия по борьбе с травматизмом.



) Травматизм является одной из важнейших медико-соци­альных проблем современности для большинства стран мира. На протяжении всего XX в. ак­туальность проблемы травматизма росла, при этом отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем среди трудоспособного возраста.

Есть два обстоятельства, которые выделяют травмы среди других патологических состояний человека.

1 - связано с вне­запностью травм.

2 - связано с тем, что этот фактор неблагоприятного воздействия на организм человека, как правило, становится ясным сразу.

Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составля­ют 93%, отравления - 1 %, другие несчастные случаи - 6 %. Средний уровень травматизма составляет 120-130 случаев на 1000 населения. Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин. Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще в трудоспособном.

По уровню первичной заболеваемости взрослого на­селения травматизм занимает второе место, после болезней органов дыхания, от 80 до 90‰. В заболеваемости с временной утратой трудоспособности по среднему числу дней нетрудоспособ­ности ему принадлежит второе место (15-16 дней на 100 ра­ботающих), а по числу случаев на 100 работающих - третье место (10-11 случаев на 100 работающих).

Особенностью травматизма является не только его широкое распростране­ние, но и тяжелые исходы. В 2001 г. удельный вес травматиз­ма в структуре смертности населения России был на втором месте (14,0 %). Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5%).

В зависимости от ус­ловий возникновения сходных повреждений принято выде­лять следующиевиды травматизма.

1. Транспортный травматизм объединяет повреждения, встречающиеся у людей, работающих или пользующихся транспортными средствами. В зависимости от вида транспорта различают автомобильный травматизм, железнодорожный травматизм, травматизм на воздушном и водном транспорте . Около 40 % умерших в России от травм погибают в резуль­тате дорожно-транспортных происшествий. Важно, что гибель при ДТП является одной из основных причин смерти моло­дежи, особенно юношей, - около трети всех умирающих в возрасте от 15 до 25 лет погибают в дорожно-транспортных происшествиях.

Россия по уровню смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте от дорожно-транспорт­ного травматизма удерживает лидирующее положение в мире.

2. Производственный травматизм - совокупность повреж­дений, встречающихся у людей в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. В зависимости от вида про­изводственной деятельности выделяют промышленный трав­матизм и сельскохозяйственный травматизм.

Всего в России в 2000 г. от производственных травм погиб­ло 437 человек, в 2001 г. - 418 человек.

Самыми опасными в отношении производственного травматизма со смертельным исходом являются газоснабжение (27,0% всех смертельных исходов), горнодобывающие производства (25,4%), добыча угля (25,1%).

Основные причины произ­водственного травматизма:

1). Технические причины - не зависящие от уровня организации труда на пред­приятии, например: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования; недостаточная механизация тяжелых ра­бот, несовершенство предохранительных уст­ройств и т.п.

2). Организационные причины, которые зависят от уровня организации труда на предприятии, например: недостатки в содержании территории; на­рушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; и т.п.

3).Санитарно-гигиенические причины, например: содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих ПДК; недостаточное или нерациональное ос­вещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличие различных излу­чений выше допустимых значений и т.п.

4). Личностные (психофизиологические) причины, к которым относят физические и нервно-психические перегрузки работающего.

3. Уличный травматизм объединяет обширную группу по­вреждений, возникающих у людей на улице.

4. Бытовой травматизм - очень разнообразные по своему происхождению повреждения, встречающиеся в бытовых ус­ловиях.

5. Спортивный травматизм наблюдается у людей, занимаю­щихся спортом, во время тренировок или спортивных состя­заний.

Спортивный травматизм редко приводит к летальным ис­ходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье спортсменов, как непосредственно после травмы, так и в отдаленном будущем.

Среди всех заболеваний спортсменов около 45% прихо­дится на травмы и травматические заболевания опорно-двига­тельного аппарата.

В спорте наибольшее количество травм обусловлено воз­действием физических (механических и температурных) фак­торов, а среди них наиболее часто встречаются именно меха­нические.

Все причины спортивного травматизма можно разделить на следующие группы:

1) причины организационного характера;

2) причины, обусловленные индивидуальными особенно­стями спортсмена;

3) недостаточная физическая и техническая подготовка спортсмена;

4) плохая психологическая подготовка спортсмена;

5) нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.

6. Военный травматизм - совокупность повреждений у лиц, находящихся на воинской службе.

2)Профилактика травматизма

Транспортный. Во многих странах проводятся мероприятия, связанные с повышением безопасности дорожно-транспорт­ного движения, включающие: улучшение дорожной сети, ус­тановление ограничений скорости, введение правил, тре­бующих использования ремней безопасности и др. Особое значение имеет принятие жестких по выявлению и запрещению вождения в алкогольном и нар­котическом опьянении.

Интенсивность нарастания автомобильного травматизма дает право причислить его к тем проблемам, которые имеют важное социальное значение во всех странах мира.

В предотвращении ДТП заинтересованы все, кто участвует в уличном и дорожном движении, но особое внимание следу­ет обратить на водителей автомототранспорта.

Производственный травматизм. Для разработки профилактических мероприятий по борьбе с производственным травматизмом проводится расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве.

Расследование и учет несчастных случаев проводятся в со­ответствии с «Положением о расследовании и учете несчаст­ных случаев на производстве», №279 от 11.03.99 г.

Важную роль в профилактике производственного травма­тизма играют организационные мероприятия, выполнение требований ГОСТа по обучению и проведению инструктажа работающих, а также технические меро­приятия.

Профилактика спортивного травматизма строится в первую очередь на устранении причин, которые приводят к спортив­ной травме.

Для профилактики травматизма, возникающего из-за не­правильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходимо правильное планирование учебно-тренировочного процесса, разработка индивидуальных планов спорт­сменов, обеспечение надежной страховки спортсменов и др.

Для предупреждения травм, связанных со скученностью и перегрузкой мест занятий, необходимо следить за выполнени­ем установленных санитарных норм на каждого занимающе­гося.

Для профилактики травматизма, обусловленного отсутст­вием врачебного контроля, его нарушениями или недостаточ­ностью, необходимо обязательное проведение предварительного врачебного контроля; проведение повторных (не реже 1 раза в год) медицин­ских осмотров спортсменов и др.

Детский травматизм

В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социаль­ной проблемой.

Показатель рассчитывается на оп­ределенное число детского населения (обычно на 1000). В 2001 г. в России первичный травматизм среди детей составила 91,8 на 1000, уровень показателя с 1995 г. возрос в 1,2 раза.

Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического разви­тия ребенка.

В общей структуре травматизма у де­тей на долю поверхностных травм приходится 36%, раны со­ставляют 18%, переломы костей конечностей - 19,6%.

Важной предпосылкой профилактики повреждений являет­ся изучение причин травм.

На долю бытового травматизма у детей приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при быто­вых травмах являются ушибы, гематомы, ссадины - 31,9%, раны - 20,7 %; переломы - 17,3%.

Основные факторы, определяющими бытовой травма­тизм: отсутствие надзора за детьми; недостаток оборудованных мест для игр детей и др.

Уличные травмы составляют 34,8 % всех травм. Сюда же относятся все случаи утоплений. В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листо­пада.

Школьный травматизм составляет - 15,9%. Большинство травм происходит во внеучебное время. Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки. Около 30% травм в школе про­исходит в учебное время на уроках физкультуры и труда.

На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым. При этом погибают от полученных травм 30 - 35% пострадавших. Наибольшее ко­личество травм приходится на школьный возраст, осо­бенно на 1 - 4-й классы.

В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях.

Довольно долго считалось, что снижение рождаемости связано с экономическими трудностями, возникающими с появлением каждого последующего ребенка. Когда у нас в 60-е годы заметили, что рождаемость снижается, стали проводить социологические исследования, с помощью анкет выясняя условия существования семей. К вопросу: «почему вы не имеете больше детей?», приводились варианты ответов:

1) не хватает зарплаты;

2) проблема с жилищными условиями;

3) трудно устроить детей в детские учреждения;

4) неудобный режим работы;

5) отсутствие помощи бабушек и дедушек;

6) нездоровье одного из супругов;

7) нездоровье уже имеющихся детей;

8) конфликты между супругами.

В общем, думали, что если помочь решить эти проблемы, то рождаемость поднимется. Казалось бы, все ясно. Но на вопрос: «при каких условиях вы заимели бы еще ребенка?» - очень многие, особенно имеющие двух детей, отвечали: «ни при каких условиях».

Постепенно специалисты стали приходить к выводу, что нельзя изучать снижение рождаемости только с точки зрения помех. Ряд авторов (В.А. Борисов, А.Н. Антонов, В.М. Медков, В.Н.Архангельский, А. Б. Синельников, Л.Е. Дарский) разработали концепцию «потребности семьи в детях». Она состоит в том, что супруги вовсе не желают иметь неограниченное число детей. Стремление человека к продолжению рода носит не биологический, а социальный характер, и весьма по-разному проявляется в разное время и в разных условиях.

Теория институционального кризиса семьи объясняет, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной семьи 55 , что автоматически означает депопуляцию. Согласно этой теории, люди были заинтересованы в многодетности только в доиндустриальную эпоху. В те времена выражение «семья - ячейка общества» гораздо больше соответствовало реальному положению дел, чем в нашу эпоху. Семья действительно выступала в роли миниатюрной модели общества.

Семья была производственным коллективом (для семей крестьян и ремесленников, составлявших подавляющее большинство населения). Дети с очень раннего возраста участвовали в семейном производстве и представляли для родителей несомненную экономическую ценность.

Семья была школой, в которой дети получали от родителей все необходимые им для будущей самостоятельной жизни знания и трудовые навыки.

Семья была институтом социального обеспечения. В те времена не существовало никаких пенсий. Поэтому утратившие трудоспособность старики и инвалиды могли рассчитывать только на помощь со стороны своих детей и внуков. Тем, кто не имел семьи, приходилось просить милостыню.

Семья была местом проведения досуга. Как правило, члены семьи отдыхали и развлекались сообща.

В семье, то есть в браке, удовлетворялась сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением. Скрыть их от окружающих в условиях сельской местности или небольших городов было очень трудно, особенно, если эти связи носили длительный и регулярный характер.

Наличие детей (в первую очередь - сыновей) было необходимым условием для того, чтобы считаться полноценным членом общества. Бездетность осуждалась общественным мнением, а супружеские пары, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.

Дети выполняли также и эмоционально-психологическую функцию, поскольку родители испытывали радость и чувство душевного комфорта от общения с ними 56 .

Таким образом, при всех своих недостатках традиционные семьи в основном справлялись со своими функциями: они обеспечивали себя экономически, осуществляли социализацию новых поколений, заботились о старшем поколении и производили на свет столько детей, сколько было достаточно (даже при тогдашнем очень высоком уровне смертности) для физического выживания человечества. При этом численность населения в разные исторические периоды либо росла, либо была относительно стабильной. Разумеется, во время катастроф - войны, неурожаи, эпидемии и т.д. - население резко сокращалось, но впоследствии высокая рождаемость компенсировала все эти потери. В нормальных условиях, то есть при отсутствии таких катаклизмов, никогда не наблюдалось устойчивой тенденции к уменьшению численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью в течение длительного времени - это стало возможным только в нашу эпоху.

С наступлением индустриализации положение резко изменилось. Семья утратила свои производственные функции и перестала быть трудовым коллективом. Члены семьи - муж, жена и подросшие дети (использование детского труда особенно характерно для эпохи раннего капитализма) начинают работать вне дома. Каждый из них получает индивидуальную заработную плату, независимую от состава семьи и ее наличия вообще.

Соответственно отпадает необходимость в полновластном главе семьи как руководителе семейного производства.

Кроме того, усложнение знаний, необходимых для социализации и последующей трудовой деятельности, приводит к продлению сроков обучения. Если в традиционной крестьянской семье уже 7-летние дети становились хорошими помощниками для родителей, то в современной городской семье дети учатся в школе до 17-18 лет, а если поступают потом в институты и университеты, то остаются иждивенцами родителей до 22-23 и более лет. Но даже после того как они начинают работать, они не отдают родителям своих заработков и вообще при первой возможности уходят из родительской семьи. Особенно усиливается их стремление к отделению после вступления в брак, причем в отличие от эпохи майората и минората, когда сын, наследующий недвижимость, оставался при родителях, отделяются все дети и помешать этому могли только жилищные трудности (что очень характерно для нашей страны).

Итак, в доиндустриальную эпоху важную роль играл экономический компонент потребности в детях. Но если бы он был единственным, рождаемость в наши дни упала бы вообще до нуля. Экономическая ценность детей в современных условиях выражается даже не нулевой, а отрицательной величиной, причем немалой.

Эмоционально-психологический компонент потребности в семье и детях состоит в том, что семья и дети доставляют человеку эмоциональное удовлетворение. В супружеских отношениях это удовлетворение проявляется в сексуальной и психологической сферах. Общение родителей с детьми приносит радость, наполняет жизнь смыслом.

Именно поэтому дети не перестают рождаться даже тогда, когда они с экономической точки зрения приносят родителям уже не доходы, а, напротив, одни лишь убытки.

Демографическая политика, использующая только экономические рычаги (льготы и пособия семьям с несколькими детьми, налоги на бездетность), нигде не дала прочных результатов. Хотя довольно популярная «концепция помех к рождению детей» широко распространена, в том числе и в научных кругах. В ней преобладает мнение о том, что уровень рождаемости является слишком низким из-за тяжелых материальных условий жизни.

Отсюда следует вывод, что необходимо облегчить эти условия, предоставив семьям, имеющим маленького ребенка или нескольких детей, различные льготы и пособия, и уровень рождаемости повысится настолько, что угроза депопуляции будет устранена. Подобная точка зрения основана только на житейской логике и соображениях «здравого смысла», но не подтверждается статистикой. Низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простого замещения поколений, наблюдается во всех экономически процветающих, западных странах. Само снижение рождаемости происходит не только в условиях экономического кризиса, как это имеет место в нынешней России, но и в условиях экономического подъема.

Прошло уже два века с тех пор, как демографам стало известно о «парадоксе обратной связи». Когда рождаемость была очень высокой и ее искусственное ограничение в браке не практиковалось, среднее число рожденных детей в семьях всех социальных групп мало различалось, а разница между ними была связана главным образом с различиями в среднем возрасте вступления в первый брак у женщин, принадлежащих к разным социальным группам. Среднее число выживших детей зависело также от социальных различий в смертности. Снижение детской смертности раньше началось у наиболее образованных, культурных и обеспеченных групп населения. Поэтому в этих группах (раньше, чем в других) родители приобрели уверенность в том, что все их дети выживут, и стали практиковать искусственное ограничение рождаемости. Рождаемость сперва снижается у социальной верхушки, а также интеллигенции, затем - у рабочих, и лишь в последнюю очередь у крестьян. В то время, когда для общества в целом происходит переход от высокого уровня рождаемости к низкому, действие механизма «обратной связи» становится наиболее заметным. Однако после того как процесс снижения рождаемости распространяется на все социальные группы, и ее уровень уже не обеспечивает простого замещения поколений, эта обратная связь ослабевает и может вообще исчезнуть. Некоторые авторы, прибегая к подтасовке данных, пытались доказать, что при этом обратная связь сменяется прямой, и богатые семьи имеют в среднем больше детей, чем бедные. Но даже при появлении подобных различий в среднем числе детей между семьями, принадлежащими к разным социальным группам, эти различия остаются небольшими и непринципиальными, поскольку ни одна из этих групп уже не способна воспроизвести себя естественным путем. В таких условиях не имеет особого значения, в каких социальных группах населения рождаемость выше, а в каких - ниже, поскольку во всех группах она все равно ниже черты простого замещения поколений.

Кроме концепции помех, существует концепция детоцентризма (ее автор французский ученый А.Ландри, а наиболее активный сторонник в нашей стране - А.Г.Вишневский). Ребенок становится центром современной семьи, что предполагает однодетность - в этом заключается концепция детоцентризма. Все же, независимо от разных точек зрения демографов, признать можно одно - нынешняя семья не задумывается о смерти детей. Если раньше была очень высокой вероятность смерти маленьких детей, то теперь мало кто учитывает, что сын или дочь умрет раньше родителей. Если бы в бесчисленных сообщениях в средствах массовой информации о несчастных случаях обязательно указывались бы семейные обстоятельства погибших и упоминались бы те эпизоды, когда они были единственными детьми у своих родителей, многие семьи поняли бы, что один ребенок - это слишком мало.

Один из основных факторов снижения рождаемости - разрушение традиционного института брака как договора, в котором муж обязывается содержать семью, а жена рожать детей и вести хозяйство. Теперь сексуальное и дружеское общение возможно и без совместного ведения хозяйства, обязательств и пр. Внебрачные (формально) дети составляют во многих странах Западной Европы от трети до половины всех родившихся, в России - почти 30%. Всюду внебрачная рождаемость растет, но ее рост не компенсирует падение брачной рождаемости - в целом рождаемость падает.

Так что взаимосвязь проблемы снижения рождаемости и разрушения брака очень прочна. А вот прямой связи между уровнем рождаемости и смертности в наше время нет. В современной России убыль населения определяется не столько высокой смертностью, сколько низкой рождаемостью. Характер замещения поколений зависит от смертности только тогда, когда уровень последней высок в детских и молодых возрастах, и значительная часть каждого поколения не доживает до среднего возраста родителей при рождении детей. В наше время до этого возраста доживает более 95% родившихся девочек. Дальнейшее снижение смертности - чрезвычайно важно по гуманитарным и экономическим соображениям, но мало влияет на характер замещения поколений. При суммарном коэффициенте рождаемости 1,2-1,3 ребенка, какой и наблюдается в нынешней России, население будет сокращаться, даже если средняя продолжительность жизни достигнет 80 лет. Поэтому для повышения рождаемости до уровня, обеспечивающего хотя бы простое замещение поколений, необходимо воздействовать не только на экономический компонент, но также и на социальный и эмоционально-психологический компоненты.

Выводы

Следует подчеркнуть что рождаемость - важнейшая составляющая процесса воспроизводства населения. Уровень рождаемости измеряется различными показателями: общими коэффициентами, повозрастными, специальным и суммарным коэффициентом рождаемости. По величине суммарного коэффициента рождаемости определяют интенсивность процесса воспроизводства населения: простое, суженное или расширенное замещение поколений происходит в стране. Существование режима низкой рождаемости в течение одного-двух поколений превращает молодое растущее население в старое, численность которого сокращается. Таким образом, низкая рождаемость является основным фактором процесса старения населения.

Причины снижения рождаемости многочисленны: это и материальные, и жилищные, и социальные, медицинские и пр. Концепция "потребности семьи в детях" во многом объясняет исторический переход от высокой рождаемости к низкой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!